К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.

Татьяна Шмидт: литературный дневник

Стихи Лермонтова сопровождают меня всю жизнь с самого детства. Он гений. И сколько смог бы написать еще прекрасных произведений, если бы не его ранняя смерть на дуэли. Лирика его проникновенна, и так и просится в душу. Многие стихи хочется петь - они давно стали любимыми романсами, как вот этот:


Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит...


А как поэт любил Родину несмотря ни на что!
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам -
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.



Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.


Поэт любил и Кавказ, он полюбил его с детских лет, когда бабушка возила его в Пятигорск на воды. Сколько замечательных стихов посвящено Кавказу! Стоит только вспомнить давно знакомые строки: В глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле, старинная башня стояла, чернея на черной скале...
Или другое:
Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, Буре плач его подобен, слезы брызгами летят...


Прекрасна любовная лирика Лермонтова, прекрасны стихи философского раздумья, "Поэт", "Пророк", "Листок", "Дума", "Тучи", "Парус" и другие.
А его поэма "Демон"! Помнится, читая её первый раз, я испытала странное чувство совершеннейшего восторга и долго не могла опомниться, прийти в себя. Хотелось вновь и вновь, в который раз наслаждаться музыкой стихов Поэта.
Этим и дорог он нам, потомкам, и имя его останется в веках. Хотя жизнь его была так коротка и, словно пролетела метеором, он успел оставить нам свои драгоценные перлы настоящей поэзии!



Другие статьи в литературном дневнике: