З. Прилепин
Он Ол: литературный дневник Пей, Митя, пей, мой хороший
Когда я сегодня читаю новости про переговоры Японии и России, про приезд и нежнейшую встречу ВВ с премьером Израиля Нетаньяху, про караван зарубежных послов, медленно, но неуклонно следующих в Крым, я с трепетным и нежным чувством вспоминаю слова Мити Глуховского, сказанные год назад и размноженные в тысячах вариантах - в среде прогрессивной интеллигенции, есссно - слова о том, что "Россия становится самой большой одиночной камерой в мире".
Русский писатель - пророк, я всегда знал это.
Но самый смешной день в моей жизни случится, когда Израиль сделает что-то такое в наших двусторонних отношениях, что уест и окончательно поставит в мучительный тупик демократическую российскую паству.
Чтоб им на всех основаниях можно было сказать вместо "Мне стыдно быть русским" просто "Мне стыдно быть".
Я налью себе грамм двести тогда и выпью залпом. Потом налью ещё грамм двести, валерьянки, и пойду отпаивать своих оппонентов.
"Мы самая большая одиночная камера в мире, Митя... Пей, мой хороший... Давай, за папу, за маму. Самая большая. Больше не бывает".
Всё ещё не раз изменится, мы знаем. Будет сложно. Но про камеру уже сегодня смешно.
Когда попрёт Центральная Африка
В истории нашествия мигрантов на Европу меня интересуют два вопроса.
Первый: кто оформил прогон миллиона человек через такие расстояния. У меня вот как-то машина в лесу ночью сломалась, и я двух детей тащил на себе ночью пять км - это была целая история, страшно утомительная. А тут миллион! Через границы и кордоны! В это надо было тонны бабла. Очень крутые ребята этим занимались. Кто они?
Второй: если первый заход составили ребята с севера Африки и более-менее обеспеченные азиатские ребята, что будет - когда попрёт Центральная Африка? И все нищета азиатская? Их же не миллионы, а десятки миллионов. Будет ли госпожа Меркель столь же гостеприимна?
Кто-то уже знает ответы? А то я не знаю.
С петровской широтой... и дурью
Недавно мои оппоненты ссылались на Бориса Левина, как на "прекрасного писателя".
Действительно, прекрасный.
Но вообще, я заметил, что мои любезные оппоненты очень щедры на комплименты, когда речь идёт про репрессированных писателей. Или не переживших 30-е.
Если б Левин пережил 30-е и дожил до 70-х - я не уверен, что он бы удостоился таких похвал.
Но не об этом.
В романе «Юноша» (1933 год) Борис Левин писал от имени одного коммуниста: «Всё то, что вчера казалось страшно трудным,станет просто, как распахнуть окно… Лучшие поэты, лучшие писатели мира войдут в наши дома наравне с хлебом и электричеством… То же самое произойдёт с живописью, скульптурой и музыкой...»
На самом деле, большевики в этом смысле достигли ужасно многого. Они приучили целую страну к высоким и лучшим образцам. Попутно, конечно, засеивая поле разнообразной и часто (но не всегда) низкопробной пропагандой.
А потом с лозунгом «Люди сами разберутся» пришли реформаторы, и результатом стал поток тошнотворной мерзости, льющийся отовсюду и одновременно.
В целом массовая культура по сравнению с Советскими временами упала очень низко. Уровень массового кинематографа, уровень массовой фантастики, уровень массовой поэзии — всё это скатилось к каким-то чудовищным образцам, и это очевидно.
Наряду с тем, что большевики выступали очень часто, как цензоры, а в течение нескольких лет ещё и как палачи культуры, они целыми десятилетиями выступали в качестве маниакальных просветителей, с петровской широтой (и дурью) работавших.
Пройдёт время и мы научимся думать об этом и говорить об этом.
Но потом, позже.
© Copyright:
Он Ол, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.09.2015. ***
- 29.09.2015. ***
- 26.09.2015. ***
- 25.09.2015. ***
- 22.09.2015. З. Прилепин
- 20.09.2015. ***
- 19.09.2015. ***
- 18.09.2015. ***
- 15.09.2015. ***
- 14.09.2015. ***
- 12.09.2015. ***
- 11.09.2015. ***
- 07.09.2015. З. Прилепин
- 04.09.2015. ***