почему идут чурки

Сибирская Хиджра: литературный дневник

Я напомню, что случилось в одном случае. Этого мальчика студента вшестером храбрые кавказские джигиты, пригрозив убийством, заставили извиниться. Причем он извинился. Храбрым джигитам шестерым показалось недостаточно. Они заставили его извиниться еще раз. Причем они снимали это, включая угрозу убийством на пленку, выложили в интернет, чтобы все видели, как храбрые горные джигиты вшестером опустили неверного русского пса.


И что интересно, что только-только начался скандал, причем он сразу исчез, его как будто прихлопнули паровым прессом, но скандал в одно мгновение начался, и храбрые джигиты сменили тон. У них появился некий адвокат Мовсар Гатагажев. Он заявил, что все шестеро готовы извиниться, а главное, он предложил свою версию инцидента. Он заявил, что этот студент Терещенко, которого вшестером избивали и унижали, он – цитирую – «выставляет себя жертвой давления со стороны кавказцев и мусульман». Сам этот процесс адвокат Гатагажев описал так: «Терещенко призвали к диалогу, а затем повели себя немного некорректно». Вот, слава богу, благодаря адвокату Гатагажеву мы знаем, как выглядит процесс призыва к диалогу со стороны кавказцев и мусульман.


После этого была история с ТНТ, причем после этой истории были выложены ролики в сеть, в том числе, и те, в которых требовались поименно извинения от сотрудников ТНТ. А вот представляете себе, что Навальный и его сторонники будут штурмовать ТНТ. Вопрос: на сколько лет их посадят?


И у меня такой нескромный вопрос. У меня есть два любимых исторических примера. Один – это сын Имама Шамиля Джамалуддин, который был взят в плен и учился в кадетском корпусе, который прекрасно знал французский, немецкий языки, особенно, почти на грани профессионала, любил математику. Вот вы можете себе представить, чтобы Джамалуддин гулял с товарищами по русским газетам или притискивал в темном углу Лермонтова за недостаточно светлый образ кавказца Казбича в «Герое нашего времени»?


И другой мой любимый пример. Был такой человек Тиберий Александр. Он был сначала прокуратор Иудеи, потом наместник Египта. Он был иудей. Евреи в то время увлекались против Рима такими же идеями, которыми увлекается современный ИГИЛ. И вот когда в Египте началось восстание, которое было частью иудейской войны в 66-м году, то Тиберий Александр приказал перебить 50 тысяч собственных соотечественников. Это, с одной стороны, конечно, не очень хорошо вроде как-то. Правда эти 50 тысяч, нам цифры приводит Иосиф Флавий – может быть, меньше, но неважно. Этот человек приказал римским войскам перебить собственных соотечественников, потому что он считал, что тот «ИГИЛ*», в который они верят, он не способствует процветанию нации: должна быть цивилизация, а не «ИГИЛ»
И вот когда я смотрю на то, что у нас происходит в Москве и на Кавказе… Нам говорят, что Россия встала с колен, что типа победили исламистов в Сирии, вмешались даже в выборы в США, Грузию поставили на колени. А вот нельзя ли где-нибудь поближе к дому навести порядок? Потому что как-то это не выглядит, что государственная власть имеет прямо в Москве монополию на насилие. Это выглядит так, что она ее утрачивает в пользу Кавказа. При этом это происходит в той самое Москве, телевидение которой рассказывает, как гнилой Запад прогибается перед исламскими экстремистами.


И вот как-то, с одной стороны, мы видим это по телевизору, а, с другой стороны, мы видим эту реальность в Москве. И мы видим, что президент Путин вручает в Кремле награду экс-начальнику Заура Дадаева, признанного человеком, который исполнил убийство Бориса Немцова в те самые дни, когда, собственно, Дадаева и его товарищей исполнителями этого убийства и признают.


У меня вопрос: А вот почему сын имама Шамиля Джамалуддин вел себя так, почему Тиберий Александр вел себя так – а почему сейчас в Москве происходит это, когда нам объясняют, что, оказывается, Путин укрепил законность, Россия встала с колен? И я объясню две простые вещи, вернее, три. Первое: цивилизация, чтобы завоевать варваров – я не говорю, что цивилизация, она белая и пушистая; она бывает кровавая, как Римская империя, — но она обладает техническим, моральным и культурным превосходством. И она всегда может сказать, как мог сказать Тиберий Александр своим соотечественникам: «Ребята, вот вы живете черт знает как. Есть наука и культура». А путинская Россия этого превосходства не имеет. Когда нам регулярно восхваляют средневековую грязь как источник духовной скрепы и повышенной благодати, то вы можете быть уверены, что если страна сползает в Средневековье, то на ее территории побеждает самый концентрированный и опасный вариант Средневековья.


Но второе очевидное наблюдение, что все-таки на самом деле у нас в Кремле только делают вид, что они сильные, потому что, на самом деле Кремль давно боится Чечни. А третье: Кремль отказался от важного признака цивилизованного государства – монополии на насилие. Он отдал ее отдал всяким НОДам и SERBам, и он последовательно демонстрирует стиль поведения, в котором нам рассказывается, что главное – это быть альфа-самцом, главное – это убивать, лгать и издеваться над тем, кому лжешь.


Ну, так я скажу, что в стиле патриархального поведения любой Афганистан даст любому цивилизованному обществу сто очков вперед. Вот возьмите всю Кремниевую долину, приведите ее в какие-то афганские пещеры, естественно, афганские полевые командиры не оставят от Кремниевой долины не следа. И это вопрос общества, в котором насилие является способом социального лифта.


Я уже не раз говорила о этом, что есть общества, в которых социальным лифтом является наука, технический прогресс, способность делать деньги; а есть общества в которых социальным лифтом является насилие. Если ты в Америке много насильничаешь, ты попадаешь в тюрьму. А если ты в Афганистане много насильничаешь, ты становишься уважаемым человеком и полевым командиром.


Так вот, когда вы этот стиль хулигана пропагандируете во внутренней и международной жизни, внутри самой страны, то, естественно, что любое патриархальное общество, у которого, действительно, лучше развиты и клановые связи, будет давать в том, что касается насилия, сто очков вперед.
{Ю. Латынина}



Другие статьи в литературном дневнике: