Полемика о цели человека
Гедонизм: счастье, как Высший Путь
Бхригу сказал:
1. Правда есть Брахмо, Правда есть подвиг (тапас), произвела поколенья Правда,
Мир держится Правдой, Правдой восходят на небо.
2. Кривда есть образ тьмы, вниз темнота увлекает; Тьмой поглощённый не видит, ибо свет (для него) заволочен тьмою.
3. Небо есть свет, преисподняя — тьма; так полагают. Обе — правду и кривду — получают странники преходящего мира.
4. Одинаковым образом здесь во вселенной вращаются правда и кривда, Закон-беззаконие, свет и мрак, счастье-несчастье.
5. Отсюда: что правда, то и закон (дхарма), что закон, то и свет, а что свет, то счастье; Отсюда: что кривда, то беззаконие, что беззаконие, то и мрак, а что мрак, то страданье.
6. Так говорится: из телесных и душевных страданий, из счастья, происходящего от страданья, (Состоит) миротворение; прозревая (это), не заблуждаются прозорливцы.
7. Поэтому ради освобождения от страданий подвизается прозорливец; Ведь счастье существ непостоянно как здесь, так и в ином мире.
8. Как не сияет свет луны, поглощённой Раху, Так погибает счастье множества существ, объятых мраком.
9. Что же касается счастья, то считается, что оно двух родов: телесное и душевное. Развитие происходит как в этом, так и в том мире ради счастья, таково преданье; ибо нет более выдающегося высшего плода трёх (видов) стремления. Поэтому существует особое качество желанного для возбуждения качеств, должного и полезного. Последние два являются причиной того (первого); они предпринимаются людьми, желающими счастья.
Бхарадваджа сказал:
10. Как утверждает владыка, выше (всего) стоит счастье; но для нас это неприемлемо, ибо для тех риши, что утвердились в махане, не недостижимо было бы особое качество желанного, они же к нему не стремились. Да и по Писанию, творец трёх миров владыка Брама уединённо пребывает в подвиге (тапасе). Брахмачарьи тоже не предаются ни вожделению, ни счастью. Владыка, повелитель вселенной, супруг Умы приблизившегося (к нему) Каму изничтожил и тем усмирил. Поэтому я утверждаю: его (качества) не принимали махатмы. Если же ты (утверждаешь): «Этим выдающимся (людям) не присуще (столь) выдающееся качество, то я, владыка, (такого) утверждения не приемлю.
Если же владыка говорит: «Нет ничего превыше счастья», то, как говорят в миру: «Двояко плодов начало: от доброго поступка происходит счастье, от злого — несчастье».
Бхригу сказал:
11. На это отвечают: конечно, от кривды возникает тьма; тогда поглощённые тьмой обращаются к беззаконью, а не к закону; обуянные гневом, жадностью, несправедливостью и прочим, конечно, не получают счастья ни в этом, ни в ином мире. Разные немочи, хворости, муки их поражают. Убийством, узами, бедствиями и тому подобным, также жаждой, голодом, вызывающими истощение, они поражаются бедами, вызванными дождём, вихрем, чрезмерным зноем и стужей, телесными недугами они мучимы; душевными скорбями обуреваются, вызванными гибелью родных и богатства; разлукой, вызванной старостью, смертью.
12. Кого же эти телесные и душевные скорби не задевают, тот знает счастье. Такие беды на небе, вестимо, не возникают, там (без них) существуют.
13. В небе лёгкий ветерок, очень приятные благовонья; Нет ни старости, ни греховности, ни голода, ни жажды, ни изнуренья.
14. Постоянное счастье — в небе; здесь же — и счастье, и горе, А в преисподней — горе; поэтому говорится: высший путь есть счастье.
15. Земля широкая — всех существ мати; женщины ей подобны; А муж (её) — Праджапати; здесь огненным его семя считают.
16. Таково устроение этого мира, некогда учреждённое Брамой; Сообразно этому вращаются поколения, каждое в свою деятельность облекаясь.
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 190 ГЛАВА — БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
Другие статьи в литературном дневнике: