Украина - Обитаемый остров

Елена Рубинина: литературный дневник

Я никогда не отличалась большой любовью к наследию братьев Стругацких. Однако же в последнее время все чаще вспоминаю «Обитаемый остров», тот самый, по которому сравнительно недавно сняли фильм.


Подобная аналогия возникла у меня еще месяц или два тому назад. Она была вызвана к жизни удивительно сильными переменами в лексике множества разных людей. Вот, буквально за пару недель у человека меняется точка зрения и лексикон более чем наполовину. Появляются «спусковые крючки» (иначе и назвать не могу): заденешь тему майдан, Азарова (когда еще было актуально), Януковича оппозиции – понеслась. Однажды, процитировала по телефону шутку из «2000», про Кличко и книги – так на том конце трубку бросили.


Время шло, аналогия становилась все заметней. Разные люди добавили одни и те же выражения в список «постоянно употребляемых». Эти люди даже и не знакомы между собой – а разговаривают почти как один человек. В определенный момент это даже жутко.


Тут и вспомнились Стругацкие.


Такое впечатление, что по периметру наших территорий выставлены специальные вышки – излучатели. Они будто транслируют, переведя в неведомые волны, гимн, и речи всяческих и.о., перемежая эту питательную жвачку агрессивными обещаниями в отношении РФ и мазохистскими «няшностями» к душке-бандере и иже с ним… А в результате, как и в книге: у одной части населения образуется стойкий ура-патриотизм (стойкий – потому, как нельзя сломать то, что ни на чем не основано) – это «патриоты» и «праведники», «надежда нации» и прочее «бла-бла-бла».


А у другой части населения, официальная пропаганда вызывает отторжение, вплоть до тошноты и злости.


В «Обитаемом острове» Стругацких эту, другую, часть людей называли «выродками».


В «обитаемом острове» Украина этих людей назвали «сепаратистами», «коллаборационистами», «пророссийскими титушками», «пятой колонной». Но это все определения, образно выражаясь, «из новостной ленты».


Юные светочи демократии выражаются проще, к примеру, запись избиения на пр.Кирова, выложенная в сеть некой «свободной журналисткой» Владиславой Шлегой, называлась «ДНЕПРОПЕТРОВСКИМИ АКТИВИСТАМИ БЫЛИ ЗАДЕРЖАНЫ ПРОРОССИЙСКИЕ ПАСКУДЫ». В двух частях, да.


Есть и более «классические» определения: «москаляка», «комуняка». Впрочем, не важно, как назвать – важна суть. А она заключается в том, что одни «хорошие» - им можно все, что угодно. А вот другие – «плохие» и «все, что угодно» можно уже по отношению к ним…


Чем же это не «Обитаемый остров»?..


Инна Гончаренко
журналистика - Днепропетровск


https://vk.com/video39906330_168887994?list=3449c26a07f4604f73



Другие статьи в литературном дневнике: