Осип Мандельштам, Египетская марка.

Елена Пименова 2: литературный дневник

Проза Мандельштама, к сожалению, малоизвестна. Повесть "Египетская марка" - поэтическая автобиография - поразила точностью образов, стилевым своеобразием. Читать нелегко, но - какое наслаждение... Вот несколько строк о любимом, о музыке.
"Нотное письмо ласкает взгляд не меньше, чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт - это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом.
Нотная страница - это, во-первых, диспозиция боя парусных флотилий; во-вторых - это план, по которому тонет ночь, организованная в косточки слив.
Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, - ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат.
Миражные города нотных знаков стоят, как скворешники, в кипящей смоле.
Нотный виноградник Шуберта всегда расклеван до косточек и исхлестан бурей.
Когда сотня фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов - это, конечно, Бетховен; но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку - это тоже Бетховен.
Нотная страница - это революция в старинном немецком городе".



Другие статьи в литературном дневнике: