Абу-Даби

Елена Багина: литературный дневник

Франция по-тихому распродает шедевры Возрождения.
Лувр


НАЗВАЛСЯ ТУРИСТОМ – ПОЛЕЗАЙ В ТАКСИ
Нигде и никогда не промерзал я так, как в Абу-Даби! До костей, что называется. Ни в Салехарде, ни на Чукотке, ни на Магеллановом проливе с его шквальными ветрами не было так зябко. Хорошо, что имелись с собой брутальные таблетки от простуды – вот благодаря им, похоже, и не слег с температурой на бережку Персидского залива.


Сразу по прибытии из Москвы в аэропорт Абу-Даби спешу купить многоразовый проездной на автобус. «Лучше ездите в свое удовольствие на такси», — вяло отговаривает меня менеджер за стойкой информации. Знает по опыту парень, что не пригодится мне эта злосчастная карточка, которую я все-таки приобрел.


Да, автобусы из аэропорта в город Абу-Даби ходят, причем якобы исправно, менеджер охотно показал мне остановку совсем рядом с выходом из аэровокзала. И нужный номер я узрел издалека, посигналил водителю – так советовали делать знающие люди.


Что же водитель? Он, как в песне, «лишь рукой помахал мне в ответ». И проехал мимо при пустом салоне. Как бы говоря: назвался туристом – полезай в такси.


Чуть не заплакали, глядя на просвистевший мимо автобус, колоритный индус и его печальная жена – они поджидали тот же маршрут. «На такси слишком дорого, а стоять тут невыносимо, уж больно жарко», — вздыхает индус. В Мадрасе он служил в детском саду, а в Абу-Даби приехал трудиться в пекарне.


А мне – никуда не денешься! — приходится брать такси.


В самом богатом эмирате ОАЭ неустанно поддерживается рукотворный контраст между ватной, давящей жарой на улицах города и любым закрытым помещением. Включая такси. Но пассажир такси – хозяин-барин, он может одним своим словом обуздать мороз и сквозняк в салоне.


— Выключай, — говорю водителю тотчас, как мы тронулись, тыча пальцем в кондиционер.


Но уже через минуту, задохнувшись от сгустившейся жары в салоне:


— Включай!


Так вот и едем – «включай, выключай».


А как уберечь здоровье в гостиничном лобби, где даже привычный ко всему портье украдкой промокает свой текущий нос платком? Бежать, бежать скорей на улицу! И тут же рыскать взглядом в поисках спасительной тени… Или – автобусной остановки.


Расписались, чтобы избежать порки


Остановки здесь – как оазисы посреди пустыни (а город Абу-Даби иначе как Сахарой, застроенной небоскребами, не назовешь). Эти стеклянные павильончики закрываются герметично, и внутри, как положено в Абу-Даби, дуют вьюги моего родного Русского Севера.


Смотрю — вот же она, остановка-шкатулочка. Отодвигаю прозрачную дверь, плюхаюсь в кресло. А рядом – совсем молодая парочка с пустыми сумками на колесиках, юнцы весело, по-русски, проклинают жару. Свои, стало быть, из России. Парень с девушкой остывают после марш-броска через дорогу, их высотка — на другой стороне улицы, наискосок, это метров триста по солнцепеку (ох и широки проспекты в Абу-Даби!).


Москвичи Даша и Данила – спортивные на вид, щупленькие даже. Диета плюс тренажеры делают свое дело. Сегодня решились на вылазку за продуктами – хотят накупить впрок на несколько дней. Зачем? А чтоб потом безвылазно сидеть в своей квартире. И так – до осени, когда спадет зной. Впрочем, по словам Даши, в их лофте есть все для комфортной жизни, вплоть до тренажерного зальчика.


В летние месяцы только таким манером, короткими перебежками от одной остановки-павильона к другой, добираются Даша и Данила до большого супермаркета. Маршрут отработан за более чем полгода эмиратской (эмигрантской?) жизни.


— Зимой и весной тут было хорошо, – говорит Данила. – Даже купаться ходили.


— А почему бы не поехать на лето в Россию?


— Не-ет, — мотает головой Данила. – А вдруг повестка в военкомат?


Ага, понятно: папаша засунул сына с невесткой в Абу-Даби – «от греха». А может, не сына, а дочку с зятем. По такому случаю молодые люди, как выяснилось, и расписались еще в Москве: жителям Эмиратов запрещено совместное проживание в незарегистрированном браке. Теоретически можно схлопотать месяц тюрьмы. Или – публичную порку. Всамаделишную, не понарошку. Туристы – другое дело, им разрешается, влюбленные парочки без проблем селятся в отелях. Но у Даши и Данилы – собственное жилье в Абу-Даби, они уже не считаются туристами. Стали местными, на них поблажки не распространяются. Так объяснил Данила.


Я не спросил его, почему при всей своей финансовой обеспеченности ребята не вызвали такси до супермаркета и обратно. Или — курьера с полным набором продуктов. Потому что наш разговор свернул в куда более любопытное русло.


С кем только не пообщался я за два насыщенных дня в Абу-Даби – и с приезжими специалистами, и с таксистами-гастарбайтерами, и с туристами-соотечественниками. Но эта нежданная встреча на остановке стала самой ценной с журналистской точки зрения.


Слово за слово, и я узнал, что ребята – студенты московского вуза, учатся на дизайнеров интерьера, теперь вот — заочно.


— Мы еще восстановимся на дневном, когда в Москву вернемся, — уверена Даша. – После окончания всей этой заварухи на Украине.


Учеба у дизайнера интерьеров напряженная, пусть даже и на дистанционке, так что заниматься юным супругам в Абу-Даби очень даже есть чем. Тем более, что они имеют здесь возможность вживую прочувствовать тренды мирового дизайнерского искусства, живописи, скульптуры и архитектуры, целыми днями блуждая по залам грандиозного сооружения, именуемого Лувром Абу-Даби.


— Ради одного только этого музея стоило поселиться в Эмиратах, — убеждена Даша. – Это что-то… ну… просто фантастическое. Идешь, как в аквапарке, или по сказочному архипелагу, сквозь купол на тебя льет дождь света. А логика размещения экспонатов вообще не поддается осмыслению – это я в хорошем смысле говорю.


Данила говорит о том, что волнует его:


— Будет странным, если все-таки подтвердится, что «Спасителя мира» действительно писал Леонардо да Винчи. Очень странным.


— Сто процентов — он! – заявляет жена. – Христос и Джоконда – одно лицо.


Данила считает, что даже если такое сходство есть (а это, мол, вопрос дискуссионный), то оно как раз таки свидетельствует не в пользу авторства да Винчи. Ну не станет, в самом деле, гений повторяться, тем более – в таких значимых произведениях. А вот ученик Леонардо, вполне вероятно, мог писать «Спасителя мира» под впечатлением от великого творения своего учителя – портрета Моны Лизы. «Подражательство уже в ту эпоху было весьма распространенным», — говорит будущий дизайнер. И выкладывает очередной аргумент: мол, потому-то картина и не выставляется уже в течение пяти лет после ее покупки для Лувра Абу-Даби, что новые владельцы не хотят заострять на ней внимание экспертов. «Руководство музея уже знает, что это не Леонардо», — уверен Данила.


Ребята продолжают обсуждать экспозицию, которую они знают как свои пять пальцев, а для меня посещение Лувра Абу-Даби еще впереди.


Даша и Данила за разговорами не замечают, что уже окоченели, да и я дрожу от озноба. «Ну что, рванули дальше?» — обращается девушка к мужу. Интересуюсь, предвидится ли на моем пути к пляжу еще один такой же оазис – оказывается, нет. Но я помню, что на карте зеленым квадратом обозначен сквер – точнехонько на моем пути к вожделенной морской водице. И предвкушаю, как буду сейчас блаженствовать под сенью древ…


Десять утра, а зной – испепеляющий. Слева от меня – голый зеленый газон, из которого торчат несколько пальмовых стволов. Без кроны. И это сквер?! Да, это он, навигатор не врет. И таких, с позволения сказать, скверов в Абу-Даби несколько. Не верь глазам своим, чужак, когда глядишь на карту…


НА БЕРЕГУ ОБМЕЛЕВШЕЙ РЕКИ
Быстро найти переход через проспект Корниш, простреливаемый длинными очередями несущихся авто – удача для туриста. К тому же наскочил я на дорожные работы. Изнуренные арабы – гастарбайтеры из небогатых стран — долбили асфальт отбойными молотками и ломами, обливались потом в униформе и касках, то и дело хлебали принесенную с собой воду. И никакого вагончика для отдыха: вкалывай под палящим солнцем до сумерек.


Что касается граждан Эмиратов, то они если и работают, то исключительно в силовых структурах или — чиновниками разных уровней. Меня, например, из аэропорта вез таксист-малиец, на остров Саадият, где раскинул свои павильоны Лувр Абу-Даби, ехал я с водителем из Уганды, а из музея в отель – с непальцем.


Вижу в стороне, на берегу, какие-то кубические строения. Наверняка к ним ведет зебра! Угадал.


И еще через несколько шагов я вдруг понял, в чем общее сходство пляжей российского черноморского побережья — от Анапы до Адлера. Вот в чем: абсолютно все они лучше пляжа Корниш в Абу-Даби. Как, кстати говоря, и пляжа в Ницце, и на острове Тенерифе, и на лучшем чилийском курорте Винья-дель-Мар. Во всех этих распиаренных местах мне хотелось крикнуть бедолагам-купальщикам: чудаки, поезжайте в Сочи! Хотя, конечно, у каждого свой выбор.


Вот он, пляж Корниш. Это что, и вправду море? Или обмелевшая речка? Никакой тебе просторной водной глади, уже через сотню-полторы метров – противоположный берег с теми же высотками. Говорят, есть пляжи с панорамным видом на море, но они далеко, на островах.


Снимок


Не останавливаясь, скинув на ходу рубашку, бултыхаюсь в воду – прямо в шортах, благо в карманах ничего нет. Заодно и футболку, повязанную вокруг головы, намочу. Ибо: когда в Абу-Даби наступает июль, «макушка лета» — береги свою макушку, всяк сюда прибывший!


Больше пяти минут в такой воде варакаться неохота. Она не то чтобы горячая – нет, не сваришься, но… Значительно выше температуры разгоряченного тела. Скорей в отель, к бассейну на крыше!


Стараюсь идти в тени небоскребов, поскольку никаких деревьев на улицах Абу-Даби не предусмотрено. Хорошо, что отель не так далеко от пляжа. Поднявшись на верхний этаж, иду по коридорчику, чернокожий дежурный встречает слегка удивленно: «В бассейн? Да, он открыт».


Он действительно открыт. Во всех смыслах. Бирюзовая вода бликует на ярком солнце. Ни зонтиков, ни навесов. Голо. Безлюдно.


Осторожно опускаю пальцы ноги в чашу бассейна. Н-да, по сравнению с этой водой та, что в Персидском заливе – прямо-таки прохладный лесной ручей.


А далеко внизу, в раскаленном дрожащем мареве, распростерся богатейший город мира.


НЕФТЬ ЖИВОТВОРЯЩАЯ
То, ради чего стоило ехать в Абу-Даби, называется Лувр. Да-да, именно так — ни много, ни мало. Больше полумиллиарда долларов заплатил эмир Мухаммад только за то, чтобы на тридцать лет получить право использовать мировой культурный бренд, еще три четверти миллиарда ушло за долгосрочную аренду картин и статуй. Здесь тебе и Леонардо да Винчи, и Пабло Пикассо, и наш Марк Шагал, и Пьер Огюст Ренуар, и Эдуард Моне… Порядка трехсот шедевров парижского Лувра, музея Орсэ, Центра Помпиду и Версальского дворца, по официальной версии, сданы Францией «напрокат» правительству Абу-Даби.


Великие творения античных мастеров, гениев эпохи Возрождения и художников нового и новейшего времени в одночасье переместились из Европы в Азию, в неожиданно возникшее «место силы» на просторах мировой культуры: на остров Саадият в Абу-Даби. Похоже, на наших глазах зарождаются некие тектонические сдвиги в музейном деле – пока еще довольно слабые, но, по-видимому, неостановимые. Стрелка на компасе культурной жизни планеты потихоньку смещается к Востоку.


Во всяком случае, два полюса в музейной жизни человечества – западный и восточный – зримо выравниваются по своей значимости. Подобно тому, как мир искусства перестает быть европоцентричным, так и шедевры всемирной сокровищницы перетекают из Старого Света в разбогатевший на нефтедолларах аравийский регион. Ясно ведь, что шейх Мухаммед не остановится в своем желании сконцентрировать у себя в Абу-Даби часть великого наследия европейской культуры, а его пример может стать заразительным для других монархов Персидского залива.


И тут неизбежно возникают вопросы – причем самые разные. Это и маленькие, юркие вопросики, и солидные, толстопузые вопросищи. Их я прокручивал в своей голове, когда пытался завести один из бесплатных электрокаров, ожидающих посетителей Лувра Абу-Даби неподалеку от стоянки такси. Почему-то не завелся капризный движок, а музейного служителя у электрокаров — нет как нет: укрылся, видно, где-нибудь в тени. И махнул я рукой, пошел пешком к маячившему впереди чешуйчатому куполу.


Итак. Почему французские чиновники и пресса упорно именуют Лувр Абу-Даби филиалом парижского Лувра? (То есть, по сути, таким же отделением прославленного во всем мире музея, как, например, открывшийся в 2012 году филиал Лувра во французском городе Лансе). Не иначе, как для того, чтобы лишний раз подчеркнуть: произведения искусства, покинувшие Францию, остаются ее собственностью?


И случайно ли руководители Министерства культуры Франции в своих комментариях касаемо крупнейшей в истории сделки с произведениями искусства неизменно употребляют одно и то же нейтральное слово: творения великих мастеров «переданы» правительству Абу-Даби? Такое впечатление, что французскую культурную общественность неназойливо пытаются успокоить: картины и скульптуры всего лишь на время переместились из французских музеев на Аравийский полуостров. Мол, вы только не подумайте, что национальное достояние Франции продано «с концами» – нет, упаси Боже!


О том, что, возможно, правительство Французской республики вот уже девять лет кряду утаивает от сограждан неудобную правду, я читал еще в Москве, когда готовился к поездке в Абу-Даби. В 2014 году, перед заключением грандиозного по своему наполнению «луврского» контракта, сразу 4700 знатоков музейного дела во Франции подписали протест против отправки культурных ценностей в Эмираты. Специалистов явно тревожило нечто (и тревожит по сей день), они взывали и к руководству страны, и к общественности: «Французские музеи не продаются!» Неужели в профессиональном музейном сообществе Франции что-то заподозрили?


Что ж, попробуем найти хоть какие-то ответы на эти вопросы — непосредственно здесь, на острове Саадият.


СОКРОВИЩА В «ТАРЕЛКЕ»
С первого взгляда на какое-то марсианское здание музейного комплекса Лувр Абу-Даби становится ясно: не просто так получил автор проекта француз Жан Нувель Притцкеровскую премию, которую в мире искусства почитают как архитектурный «Оскар». Издалека металлический купол музея напоминает, извините за банальность, приземлившуюся на острове Саадият ажурную летающую тарелку. Или – уснувшую гигантскую черепаху с ячеистым панцирем.


А внутри, в залах и павильонах, ощущаешь себя словно в тенистой роще, осененной сплетенными кронами деревьев, сквозь которые мелкими лучиками струится рассеянный свет. Во двориках-карманах поют птицы, а кое-где журчит вода: павильоны прорезаны «заливами» и «проливами», а сквозь некоторые стеклянные стены видно море с большими и малыми кораблями на нем.


Это лучшее место в Эмиратах, ей-богу. Век бы отсюда не уходил! А если отрешиться от мыслей о сомнительной (со стороны Франции) «сделке века», то Лувр Абу-Даби – просто-напросто воплощенная мечта любого ценителя искусства. Причем – искусства всех времен и народов.


В прохладном фойе меня с выражением счастья на милом личике встречает девушка в стильной униформе музея. Знакомимся. Юная сотрудница – родом из Сирии, зовут Хамида. Узнав, что я россиянин, говорит по-английски о дружбе наших народов.


— Ага, — отвечаю, – это, оказывается, в знак дружбы ваши сирийские повстанцы в конце мая убили четверых российских солдат?


— Нет-нет, это уже не дружба, — испуганно отвечает девушка.


Хамида скачивает на мой смартфон приложение «Лувр Абу-Даби», помогает купить в автомате входной билет. Интересуюсь: ваш музей действительно структурно подчинен парижскому Лувру? Хамида с некоторым удивлением смотрит на меня, говорит чуть ли не с обидой:


— Лувр Абу-Даби – целиком и полностью самостоятельная организация, мы лишь сотрудничаем с французскими музейщиками, не более того.


Кстати, о том, что никаким отделением никакого другого музея Лувр Абу-Даби не является, говорится и в интернет-приложении.


— То, что в Википедии написано, будто Лувр Абу-Даби – филиал парижского Лувра, никоим образом не соответствует действительности, — заверила меня Хамида.


И — мой последний вопрос перед тем, как отправиться в долгие, многочасовые хождения по залам и павильонам: а как понять, куплен ли экспонат, что называется, «с потрохами», или взят в аренду?


Хамида, потупив ясны очи, говорит вполголоса:


— А вы читайте внимательно экспликации. Там всё – правда. Так что… Делайте выводы.


А выводы здесь могут быть лишь самые простые и очевидные. Если на табличке с именем автора и названием картины (статуи) в качестве «порта приписки» указан «Лувр Париж», иной музей или частная коллекция, то это означает, что произведение искусства взято Лувром Абу-Даби в аренду. А если на экспликации значится «Лувр Абу-Даби», то, что бы ни говорили в Париже, правда такова: данный экспонат в результате сделки 2014 года перешел в собственность семьи эмира Мухаммада. Навсегда.


Это касается и неподражаемой серии полотен «Аллегории» (1575-1585), принадлежащих кисти Якоба де Баккера, и масштабного полотна «Христос изгоняет торгующих из храма» (1684) Луки Джордано, и «Портрета Джорджа Вашингтона» (1822) Гилберта Стюарта, «Богемного» (1861-1862) Эдуарда Мане, «Чашки шоколада» (1877-1878) Пьера Огюста Ренуара, «Между тьмой и светом» (1938-1943) Марка Шагала. А также — полотен Питера Корнелиса Мондриана, Поля Гогена, многих других выдающихся мастеров живописи. Своими глазами видел: абсолютное большинство экспонатов, выставленных в Лувре Абу-Даби, стали, согласно экспликациям, собственностью арабского шейха.


И, сдается, помимо тех жалких (с точки зрения эмира Мухаммада) 750 миллионов долларов, уплаченных им за якобы аренду трехсот шедевров живописи и скульптуры, были еще и некие иные, «неведомые миру» деньги. Еще будучи в Москве, читал я подобные предположения крупных музейных авторитетов. К тому же… Миллиард с четвертью долларов, официально выплаченных правительством Абу-Даби по контракту с французами — несерьезные деньги не только для богатейшего эмирата, но для Франции.


Уже спустя несколько месяцев после заключения «музейной сделки» французское правительство с легкостью согласилось выплатить России компенсацию за срыв контракта на поставку в нашу страну двух вертолетоносцев «Мистраль». Размер компенсации – какое совпадение! — те же самые миллиард с четвертью долларов. То есть: деньги, полученные за художественные шедевры, быстренько отдали «за фук».


Так во имя чьих же интересов эти две затеи – музейная и корабельная — лоббировались в парламенте Франции?


В ОЖИДАНИИ ЛЕОНАРДО
scale_1200


И снова – русская речь: стоя напротив картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», супруги средних лет вполголоса обсуждают ту же тему. А именно: продано полотно или сдано в аренду?


— Тут все сказано, — говорю я согражданам и подвожу к экспликации. – Видите? Принадлежность: Лувр, Париж. Картины Леонардо пока еще из музеев не распродаются. Все впереди.


Как мои собеседники, так и я – все мы перед приездом в Абу-Даби таили в душе слабенькую надежду: узреть воочию самое дорогое произведение искусства в истории человечества: картину «Спаситель мира», приписываемую многими экспертами кисти Леонардо да Винчи. Даже не слишком искушенному в живописи созерцателю заметно легкое, как флер, сходство между Христом («Спаситель мира») и Джокондой. Возможно, это звучит наивно, однако, с моей точки зрения, аргумент в пользу авторства Леонардо налицо – в самом прямом смысле.


Дело в том, что окончательного решения о принадлежности картины кисти великого итальянца до сих пор не озвучено. Даже когда она была продана пять лет назад за 450 миллионов долларов, далеко не все эксперты были загипнотизированы масштабом цены. Есть серьезные специалисты, подвергающие сомнению и даже напрочь отрицающие авторство да Винчи.


С момента покупки «Спаситель мира» так и не выставлялся в Лувре Абу-Даби. Ходили даже слухи, что шедевр пропал, и никто не знает о его местонахождении.


— О том, когда «Спаситель мира» будет выставлен, мы обязательно сообщим заранее, — уверила меня все та же Хамида.


И посетители Лувра Абу-Даби довольствуются лицезрением картины «Иоанн Креститель», по поводу которой никаких сомнений у экспертов нет: автор произведения – не кто иной, как гениальный флорентиец.


Александр АННИН, Абу-Даби



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.10.2023. Абу-Даби