Николай Карамзин и 8 сентября

Николай Сологубовский: литературный дневник

http://nikolaysolo.livejournal.com/1189490.html


Перечитывая «Историю государства Российского» накануне 8 сентября


История России в некотором смысле сегодня есть самая оболганная книга народов.


Никто сегодня не хочет знать, дожевывая свой гамбургер и запивая пивом телевизионную жвачку о горящем Каире и зверствах «мурсиян», да при этом размышляя, какие козни готовят для Москвы господа навальные 8 сентября, как «искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».


Сегодня на славных играх Олимпийских толпы болельщиков не собираются вокруг современного Геродота, читающего предания веков. И ведь как слушали, как внимали Историку, как болели за свою Историю и своих Героев!!


Кто сегодня может примирить Гражданина с «несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках»?
Кто утешит его, возмущенного и протестующего, в государственных бедствиях, дав ему свидетельства, что «и прежде бывали подобные трагедии, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось»?
Кто поддержит в Русском человеке нравственное чувство Гражданина?
Кто поможет Ему в Его вере в «праведный суд, которая располагает душу к справедливости»?
Кто докажем Ему, что только «справедливость утверждает наше благо и согласие общества»?
Какой «старец укажет юноше на высокую могилу и расскажет о славных делах лежащего в ней Героя»?
Кто сегодня напишет такие волнующие слова: «Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Российская История украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы - красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами».
Кто об этом напишет?
В ответ – молчание…


И скажите себе честно, что вы ничего не знаете ни о Русских героях, ни об их подвигах: «Таковы суть подвиги Святослава, гроза Батыева, восстание Россиян при Донском, падение Новагорода, взятие Казани, торжество народных добродетелей во время Междоцарствия. Великаны сумрака, Олег и сын Игорев; простосердечный витязь, слепец Василько; друг отечества, благолюбивый Мономах; Мстиславы Храбрые, ужасные в битвах и пример незлобия в мире; Михаил Тверский, столь знаменитый великодушною смертию, злополучный, истинно мужественный, Александр Невский; Герой юноша, победитель Мамаев, в самом легком начертании сильно действуют на воображение и сердце. Одно государствование Иоанна III есть редкое богатство для истории: по крайней мере не знаю Монарха достойнейшего жить и сиять в ее святилище. Лучи его славы падают на колыбель Петра - и между сими двумя Самодержцами удивительный Иоанн IV, Годунов, достойный своего счастия и несчастия, странный Лжедимитрий, и за сонмом доблественных Патриотов, Бояр и граждан, наставник трона, Первосвятитель Филарет с Державным сыном, светоносцем во тьме наших государственных бедствий, и Царь Алексий, мудрый отец Императора, коего назвала Великим Европа».


Да, они жили и совершали подвиги во имя Великой Земли Русской, «они страдали и своими бедствиями изготовили наше величие, а мы не захотим и слушать о том, ни знать, кого они любили, кого обвиняли в своих несчастиях?»
Кому мы «обязаны» потерей Исторической памяти?
Когда же Российская История вновь будет иметь в нашем сердце право на внимание, а в школах – на самое главное изучение?


И кто ответит за то, что сегодня уже никто и никогда не скажет такие гордые слова: «Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою?»


Да, «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: История изображает действительный мир. Видим на земле величественные горы и водопады, цветущие луга и долины; но сколько песков бесплодных и степей унылых!»


Так сохраним Россию, ее горы и водопады, луга и долины от черных песков экстремизма, ненависти и злобы, надвигающихся на нас, и остановленных мужественными Сирийскими братьями, Мусульманами и Христианами, под Дамаском.


И повторим вослед великому Русскому Гражданину Николаю Михайловичу Карамзину:
«Мы одно любим, одного желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия; да правила мудрого Самодержавия и Святой Веры более и более укрепляют союз частей; да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!»


Н.Сологубовский, перечитывая накануне 8 сентября «Предисловие» к «Истории государства Российского»



Другие статьи в литературном дневнике: