Николай Карамзин и 8 сентябряhttp://nikolaysolo.livejournal.com/1189490.html Перечитывая «Историю государства Российского» накануне 8 сентября История России в некотором смысле сегодня есть самая оболганная книга народов. Никто сегодня не хочет знать, дожевывая свой гамбургер и запивая пивом телевизионную жвачку о горящем Каире и зверствах «мурсиян», да при этом размышляя, какие козни готовят для Москвы господа навальные 8 сентября, как «искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие». Сегодня на славных играх Олимпийских толпы болельщиков не собираются вокруг современного Геродота, читающего предания веков. И ведь как слушали, как внимали Историку, как болели за свою Историю и своих Героев!! Кто сегодня может примирить Гражданина с «несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках»? И скажите себе честно, что вы ничего не знаете ни о Русских героях, ни об их подвигах: «Таковы суть подвиги Святослава, гроза Батыева, восстание Россиян при Донском, падение Новагорода, взятие Казани, торжество народных добродетелей во время Междоцарствия. Великаны сумрака, Олег и сын Игорев; простосердечный витязь, слепец Василько; друг отечества, благолюбивый Мономах; Мстиславы Храбрые, ужасные в битвах и пример незлобия в мире; Михаил Тверский, столь знаменитый великодушною смертию, злополучный, истинно мужественный, Александр Невский; Герой юноша, победитель Мамаев, в самом легком начертании сильно действуют на воображение и сердце. Одно государствование Иоанна III есть редкое богатство для истории: по крайней мере не знаю Монарха достойнейшего жить и сиять в ее святилище. Лучи его славы падают на колыбель Петра - и между сими двумя Самодержцами удивительный Иоанн IV, Годунов, достойный своего счастия и несчастия, странный Лжедимитрий, и за сонмом доблественных Патриотов, Бояр и граждан, наставник трона, Первосвятитель Филарет с Державным сыном, светоносцем во тьме наших государственных бедствий, и Царь Алексий, мудрый отец Императора, коего назвала Великим Европа». Да, они жили и совершали подвиги во имя Великой Земли Русской, «они страдали и своими бедствиями изготовили наше величие, а мы не захотим и слушать о том, ни знать, кого они любили, кого обвиняли в своих несчастиях?» И кто ответит за то, что сегодня уже никто и никогда не скажет такие гордые слова: «Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою?» Да, «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: История изображает действительный мир. Видим на земле величественные горы и водопады, цветущие луга и долины; но сколько песков бесплодных и степей унылых!» Так сохраним Россию, ее горы и водопады, луга и долины от черных песков экстремизма, ненависти и злобы, надвигающихся на нас, и остановленных мужественными Сирийскими братьями, Мусульманами и Христианами, под Дамаском. И повторим вослед великому Русскому Гражданину Николаю Михайловичу Карамзину: Н.Сологубовский, перечитывая накануне 8 сентября «Предисловие» к «Истории государства Российского» © Copyright: Николай Сологубовский, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|