О Подвиге и Святом Духе

Николай Сологубовский: литературный дневник

О Подвиге, Жертвенности и Святом духе.


Открытое письмо для N.N.


Вы прислали мне письмо на мою статью о «Первых христиан Карфагена», на которое я не могу не ответить.
Вот полный текст вашего письма:
«В книге о. Димитрия Нецветаева указывается, что мученичество было актом специальной духовной аскезы. Даже существовали специальные школы. Вера, наделявшая святых действием духа святого давала им особые способности и стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями.
Это был особый подвиг, на который по примеру Христа первохристиане, как правило, шли осознанно...
Вечная им память.»


И вот мой ответ…
Мученичество первых христиан не могло быть «специальной аскезой.
Никаких «специальных школ» не было. Были христианские общины, в которые вступали по велению сердца самые разные люди: и бедные, и богатые.
А далее я натыкаюсь на ваше утверждение:
«Вера, наделявшая святых действием духа святого давала им особые способности и стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями».
Как возможно написать такое?
Факт, что Вера дает верующим стоические качества!
Это верно и для православных, и для католиков, и для мусульман, и для буддистов, и для индуистов, и даже для колдунов и их верных последователей в Африке, у которых своя вера!
Но абсолютно неверно утверждение, что это были «стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями».
Чем нынешние представления отличаются от представлений древних поколений, первых христиан?
Разве мы не описываем наших предков, исходя из НАШИХ, НЫНЕШНИХ представлений?
И разве патриоты-индусы, которых англичане привязывали к дулам пушек, не обладали стоическими качествами?
А большевик Сергей Лазо, которого белогваргейцы живого заталкивали в топку паровоза, не имел этих качеств?
А советские пограничники, которые, тяжелораненые, были схвачены фашистскими ублюдками и смеялись им в лицо перед расстрелом… Разве они не мученики?
А разве Александр Матросов, который бросился на абразуру, чтобы спасти своих братьев, не имел этих качеств мученичества и не действовал осознанно?
А когда советские кавалеристы, размахивая саблями, как рассказывал мне Батя, бросались в атаку на немецкие танки, с криками «За Родину! За Сталина!» - разве они не были мучениками, обреченными на смерть, но совершающими Подвиг? Разве не они приостановили фашистскую военную машину, надвигающуюся на золотоглавую Москву?
А моя Мама, старшая медсестра госпиталя для тяжелораненых в Оренбурге, вылечившая и вернувшая к жизни десятки раненых без ног и рук, изможденная трудом и исстрадавшаяся душой православной, не была наделена действием духа святого?
А те христианки и мусульманки, советские женщины, которые ковали оружие для победы за токарными станками в чистом поле за Уралом и в Казахстане, под дождем и снегом , не совершали осознанно массовый Подвиг? Разве они не Святые?
А генерал-коммунист, которого гитлеровцы распяли на столбе в концлагере и поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую, не был мучеником? Разве он не Святой для нас?
Молодогвардейцы Краснодона… Каким пыткам и мучениям подвергли их фашисты и местные предатели! Разве комсомольцы не заслуживают ореола Святых?
И простая русская женщина, которая всю свою жизнь отдала сохранению Русской Веры, Русской Культуры, Русского языка, Православных Храмов, построенных русскими моряками в изгнании.. Разве Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская не заслуживает быть в Пантеоне Святых?


Сегодня день траура по жертвам холокоста. Помянем и поклонимся…
Разве среди евреев не было мучениц и мучеников, идущих осознанно на верную смерть, спасая героически других единоверцев?
Прошу внимательнее прочитать книгу о. Димитрия Нецветаева… Очень прошу…
Каждое Время помнит Подвиги своих Героинь и Героев!
Сегодня порадуемся Воскресению Христову, помня его жертву во имя Человечества.
Будем молиться чтобы в будущих годах не было кровавых испытаний ВЕРЫ!
Ни Православной, ни Коммунистической, ни Мусульманской, ни Иудейской, никакой другой!
Ибо Мир Вселенной, сотворенный Создателем, един и неделим!
И пусть каждый из нас своим трудом на благо человеческого общества, трудом созидательным и творческим в многообразии проявлений, доказывает верность своей Вере!


Николай Сологубовский,
21 апреля 2020 года.
Карфаген - Москва


Рекомендую для чтения книгу «Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период»
Автор - протоиерей Дмитрий Нецветаев М.: Арт Волхонка, 2018. - 272 с: ил.
ISBN 978-5-906848-36-9
Книга «Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период» протоиерея Д.Д. Нецветаева, настоятеля русских православных храмов в Тунисе - результат его многолетней и кропотливой работы в архивах и библиотеках Туниса, Санкт-Петербурга, Парижа и Рима, поездок по тунисской земле, посещения местных музеев и археологических памятников. Его книга занимает сегодня первое место среди российских исследований античного этапа в истории раннего христианства и евангелизации Карфагена и Римской империи.





Другие статьи в литературном дневнике: