ТАСС и Российская газета о Бизерте
Агентство ТАСС информирует …
В Бизерте открылась приуроченная к Дням памяти Русской эскадры в Тунисе выставка
Там были представлены две экспозиции - проект "Последние гардемарины" и выставка "Вдали от России"
БИЗЕРТА /Тунис/, 27 октября. /Корр. ТАСС Дарья Вавилина/. Серия памятных мероприятий, приуроченных к 100-летию спуска Андреевского флага на кораблях Русской эскадры, началась в тунисском городе Бизерта торжественным открытием исторической выставки "Под солнцем Африки: русские в Тунисе". В зале Дома культуры Шейха Идриса, расположенном в стенах бывшей французской церкви, были размещены сразу две посвященные становлению и жизни русской общины в Тунисе экспозиции - проект "Последние гардемарины" и выставка "Вдали от России".
"Более 100 лет назад вследствие трагических и неоднозначных событий в России более 6 тыс. наших соотечественников оказались в Тунисе. Сегодня мы не только вспоминаем те события, но в том числе отдаем дань благодарности тунисской стороне - стране и ее гражданам, которые приняли наших соотечественников 100 лет назад. Их радушное отношение и прием помогли нашим людям фактически почувствовать себя как дома здесь, в Тунисе", - сказал руководитель Российского центра науки и культуры (Русского дома) в Тунисе Юрий Зайцев, выступая перед собравшимися в зале официальными представителями двух стран, общественными деятелями, соотечественниками и гражданами Тунисской Республики.
Во время завершившейся концертом официальной части мероприятия состоялась церемония передачи предоставленных Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына сканированных метрических книг - уникальных документов, рассказывающих историю соотечественников в Тунисе. Как рассказал директор дома Виктор Москвин, с помощью этих метрических книг еще предстоит многое узнать о русской общине в Бизерте, а главное - "здесь, в Тунисе, есть люди очень преданные истории, которые собираются ее восстановить".
История, связавшая узами дружбы Россию и Тунис
"Эти события являются неотъемлемой частью общей для России и Туниса истории, которую мы со своей стороны очень ценим", - сказал в беседе с корреспондентом ТАСС Бешир Гамуди, директор центрального Дома культуры Шейха Идриса в Бизерте, который открыл свои двери для памятной выставки. "В начале прошлого века около 6 тыс. русских приехали в Бизерту. Одна из выдающихся личностей - Анастасия Ширинская сыграла важную роль в области образования, общественной жизни, которую мы не забудем", - сказал Гамуди.
"Мы видим прекрасно, как история влияет на настоящие международные отношения. И мы видим, что то, что произошло 100 лет назад действительно заложило фундаментальные основы нынешних дружеских российско-тунисских отношений", - рассказал глава Русского дома в Тунисе. По словам Зайцева, несмотря на то, что большинство прибывших с Русской эскадрой соотечественников впоследствии переехали во Францию, те, кто остались и прожили долгое время в Тунисе, внесли весомый вклад в развитие этой северо-африканской страны. "На этой выставке мы подчеркиваем тот момент, что многие русские принесли пользу этой стране: работали врачами, строили дороги, изобретали первые в Тунисе кондиционеры. Несколько десятков русских, прибывших на эскадре, были удостоены высшей государственной награды в Тунисе - ордена Нишан-Ифтикар. Мы ценим эту историю и видим, как эти события влияют на настоящее", - подчеркнул Зайцев.
О Русской эскадре
Русская эскадра - тактическое соединение военных и вспомогательных судов Российского императорского флота, которое вместе с гражданскими судами участвовало в эвакуации из Крыма военнослужащих Русской армии генерала Врангеля, членов их семей и гражданского населения. Эвакуация началась 10 ноября 1920 года после взятия войсками Рабоче-крестьянской Красной армией Перекопского перешейка и происходила из Севастополя, Ялты, Керчи, Феодосии и Евпатории. 21 ноября 1920 года флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырех отрядов, а 1 декабря 1920 года Совет министров Франции согласился принять ее в порту Бизерта в Тунисе. Переход Русской эскадры в Бизерту занял три месяца, и к февралю 1921 года в Тунис прибыло свыше 30 русских судов. В октябре 1924 года, после признания правительством Франции Советского правительства, Русская эскадра была официально расформирована. Последняя церемония поднятия и спуска Андреевского флага произошла 29 октября 1924 года на эсминце "Дерзкий".
Анастасия Ширинская-Манштейн прибыла в Тунис в 1921 году, будучи восьмилетней девочкой, дочерью командира эскадренного миноносца, которой суждено было стать душой и символом русской диаспоры в Тунисе. Будучи единственной свидетельницей эвакуации кораблей эскадры, она стала хранительницей памяти о русских моряках и внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий. Ширинская-Манштейн, прожив всю жизнь в Бизерте, около полувека преподавала математику в местном лицее и взрастила многих учеников, которые теперь хранят память о ней. В честь нее названа площадь в Бизерте, ее имя также носит причал на побережье города.
https://tass.ru/obschestvo/22241003
«Российская газета» опубликовала сообщение 27 октября 2024 года …
В Тунисе открылась выставка, приуроченная к Дням памяти Русской эскадры
Анна Спицына
В тунисском городе Бизерта открылась выставка "Под солнцем Африки: русские в Тунисе". Она приурочена к 100-летию последнего подъема и спуска Андреевского флага на кораблях Русской эскадры.
Это произошло после того, как в октябре 1924 года в связи с признанием Францией советского правительства, Русская эскадра была официально расформирована. И последняя церемония поднятия и спуска Андреевского флага состоялась 29 октября 1924 года на эсминце "Дерзкий».
Сегодня же в зале Дома культуры Шейха Идриса открыты две посвященные жизни русской общины в Тунисе экспозиции - проекта "Последние гардемарины" и выставки "Вдали от России".
Руководитель Русского дома в Тунисе Юрий Зайцев напомнил, что более ста лет назад больше шести тысяч наших соотечественников оказались в этой стране.
"Сегодня мы не только вспоминаем те события, но в том числе отдаем дань благодарности тунисской стороне - стране и ее гражданам, которые приняли наших соотечественников 100 лет назад. Их радушное отношение и прием помогли нашим людям фактически почувствовать себя как дома здесь, в Тунисе", - цитирует ТАСС его выступление перед официальными представителями двух стран, общественными деятелями, соотечественниками и гражданами Туниса.
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына передал Тунису сканированные метрические книги - уникальные документы, рассказывающие историю россиян в Тунисе. По словам его директора Виктора Москвина, с помощью этих книг еще предстоит многое узнать о русской общине в Бизерте и о том, что в Тунисе есть люди, преданные истории и готовые ее восстанавливать.
О том, что эта история ценится тунисской стороной, рассказал директор центрального Дома культуры Шейха Идриса в Бизерте Бешир Гамуди.
"В начале прошлого века около шести тысяч русских приехали в Бизерту. Одна из выдающихся личностей - Анастасия Ширинская - сыграла важную роль в области образования, общественной жизни, которую мы не забудем", - сказал он.
История влияет и на международные отношения в настоящем.
"Мы видим, что то, что произошло 100 лет назад, действительно заложило фундаментальные основы нынешних дружеских российско-тунисских отношений, - отметил глава Русского дома в Тунисе.
Большинство прибывших с Русской эскадрой соотечественников впоследствии переехали во Францию, но те, кто остались в Тунисе, внесли весомый вклад в развитие этой страны. Они работали врачами, строителями дорог, были изобретателями первых в Тунисе кондиционеров.
"Несколько десятков русских, прибывших на эскадре, были удостоены высшей государственной награды в Тунисе - ордена Нишан-Ифтикар, - отметил Юрий Зайцев. - Мы ценим эту историю и видим, как эти события влияют на настоящее".
Русская эскадра вместе с гражданскими судами участвовала в эвакуации из Крыма военнослужащих Русской армии генерала Врангеля, членов их семей и гражданского населения. Эвакуация началась 10 ноября 1920 года после взятия Красной армией Перекопа и происходила из Севастополя, Ялты, Керчи, Феодосии и Евпатории. Совет министров Франции согласился принять Русскую эскадру в порту Бизерта в Тунисе. Переход в Бизерту занял три месяца, к февралю 1921 года в Тунис прибыло свыше 30 русских судов.
Анастасия Ширинская-Манштейн прибыла в Тунис в 1921 году, будучи восьмилетней девочкой, дочерью командира миноносца. Ей было суждено было стать душой и символом русской диаспоры в Тунисе. Она стала хранительницей памяти о русских моряках и внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий. Прожив всю жизнь в Бизерте, она около полувека преподавала математику в местном лицее и взрастила многих учеников, которые хранят память о ней. В честь нее названа площадь в Бизерте. Ее имя носит причал на побережье города».
Вот такое сообщение опубликовала «Российская газета».
Вот ссылка:
Позвольте добавить …
Сегодня 28 октября.
Я в Бизерте. Пойду искать причал имени.... На побережье города…
И еще. 29 октября с.г. Андреевский флаг, символ могущественной морской Державы России, будет поднят снова в Бизерте.
Как и где?
Сообщу 30 октября.
А вот что написала русская газета о том, что произошло в Бизерте 28 октября 1924 года...
28 октября 1924 года. Воспоминания морского офицера Русской Эскадры в Бизерте
Журнал «Кадетская перекличка», выходивший в Нью Йорке, опубликовал в №15 за 1976 год воспоминания одного из морских офицеров Русской Эскадры в Бизерте.
«15/28 октября 1924 г. утром, вице-адмирал Эксельманс, префект Бизертского военного округа, сообщил контр-Адмиралу Беренсу, что просит всех офицеров нашей эскадры к 15 часам собраться на нашем флагманском корабле для важного сообщения.
К указанному времени все офицеры были на эскадренном миноносце «Дерзкий».
В 15 часов точно вице-адмирал Эксельманс прибыл на своем катере и был встречен нашим адмиралом и начальником штаба, а офицеры встали в строй на юте миноносца. Адмирал Эксельманс сообщил о совершившимся факте, он был бледен, видно было, что он очень волновался и вместе с нами переживал наступивший момент. Перед собранием всех офицеров о произнес речь полную симпатий к старой России, в которой, со слезами на глазах , объявил о необходимости покинуть корабли.
«Вам, офицерам без страха и упрека, - сказал он, - будет сделано все, чтобы смягчить тяжелую минуту, и надеюсь, что мне не придется отдавать приказ о спуске Андреевского флага!»
Затем, очевидно вспоминая, что еще недавно, по окончании 1-ой мировой войны, германцы, приведя свой флот для передачи его англичанам, сами потопили его на глазах у англичан, адмирал Эксельманс снова обратился к нашим офицерам и сказал: «Не правда ли, вы даете мне честное слово, вы не потопите ваших кораблей?»
Но наше офицерство стояло как вкопанное, сохраняя молчание. Тогда Адмирал Эксельманс, повторив свой вопрос, подошел к ближе всего к нему стоящему офицеру и, протянув ему руку, как бы прощаясь: «Не правда ли Вы обещаете?» .
Не дать руки заслуженному адмиралу, префекту военного округа, всегда так заботившемуся о нас и шедшему навстречу всем просьбам нашего начальства, а теперь ожидавшего ответа?
Но офицер молчал. В голове у него с молниеносной быстротой проносились мысли и он, также как и адмирал Эксельманс и все присутствующие потрясенный происходящим, не мог найти слов для ответа, все что он мог сделать, это молча протянуть руку адмиралу.
Тогда адмирал молча подошел к следующему стоявшему в строю офицеру и молча протянул ему руку, и тот тоже после некоторого колебания молча подал ему руку.
Тогда адмирал подошел к третьему офицеру и так далее, и всюду молча произошло тоже самое.
Так адмирал обошел всех офицеров и все молча с колебанием обменялись с ним рукопожатиями и так непроизвольно получилось, что все молча как бы дали адмиралу свое согласие.
Адмирал Эксельманс сам совершенно расстроенный, отбыл к себе. Что в эти часы и дни пережили в своих сердцах наши офицеры и мы все, что творилось в наших душах пером описать невозможно..
Но, конечно, топить корабли мы не могли, потому что если бы это сделали- то это могло дурно отразиться на судьбе всей нашей проживающей во Франции эмиграции. Таково было мнение в наших кают-компаниях, где этот вопрос после признания Францией советской власти неоднократно обсуждался в нашем присутствии, т.к. мы, гардемарины и кадеты, по мере окончания корпуса были списаны (т.е. переведены на эскадру) и приняты в офицерские кают- компании.
Вернувшись в свою резиденцию, адмирал Эксельманс отправил телеграмму в Париж, в которой он представил своему начальству все, по его мнению, негативные стороны передачи советам нашей эскадры, а также дурное влияние, которое эта передача произведет на туземное население. Но если правительство вопреки его доводам, останется при своем решении, то он просит, чтобы не ему была поручена передача русских кораблей советам.
В ответ на это адмирал получил предложение подать в отставку».
(продолжение следует)
Источник:
https://alisha-96.livejournal.com/29641.html?ysclid=m2sp2oisye894994002
Другие статьи в литературном дневнике: