А. Б. Подцероб. Ливия. Наскальная живопись Сахары
А.Б.Подцероб. Наскальная живопись ливийской Сахары
https://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-01
Значимость открытия в ливийской Сахаре наскальной живописи трудно переоценить. При весьма скудных археологических находках петроглифы стали главным источником знаний о природе и населении Сахары в период не только палеолита и неолита, но и античности. Тогда греческие и римские авторы располагали сведениями лишь о гарамантах, а всю остальную Великую пустыню описывали как абсолютно необитаемую зону. Без наскальных рисунков, обнаруженных в начале тридцатых годов ХХ века, в наших знаниях о прошлом Северной Африки зиял бы невосполнимый пробел.
Росписи проясняют и вопросы об общем культурном наследии народов Средиземноморья, о формировании древнеегипетской цивилизации и загадочной Гарамантиде.
Загадки петроглифов ливийской Сахары
Самые древние рисунки и гравюры появились в «эпоху охотников». С удивительным мастерством на них изображены хищники — львы, пантеры, дикие кошки или животные, которым для жизни требовалось много воды, — слоны, носороги, крокодилы. Странно видеть их сегодня посреди выжженного солнцем мёртвого мира пустыни. Поражает реалистичность рисунков. Многие животные так живо изображены в движении, в беге, что кажется ещё немного — и они сорвутся со скал и умчатся вдаль. Климат Центральной Сахары тогда был похож на современный экваториальный. Посреди зелёных равнин высились покрытые лесами горы, пальмовые рощи соседствовали с лесистыми долинами, по которым текли полноводные реки.
Сейчас, находясь в Акакусе, путешественники продвигаются по покрытому песком древнему руслу высохшей реки, его окружают безжизненные чёрные горы. Местами русло сужается, образуя ущелья, с обеих сторон возвышаются отвесные стены высотой 80—100 метров. По берегам реки и впадавших в неё притоков, вблизи пещер, в которых жили первобытные люди, и сгруппированы петроглифы, в основном фрески, хотя встречаются и процарапанные рисунки — гравюры. Вади Махтандуш лежит посреди покрытых чёрными камнями мёртвых равнин, которые на севере уходят за горизонт, а на юге упираются в находящиеся в 60 километрах песчаные горы эрга Мурзук (эрг — зона барханов).
Наскальные рисунки хорошо сохранились, и объясняется это не только тем, что большинство из них защищено нависающими скальными козырьками, но и тем, что они выполнены красками, изготовленными из «красящего камня» (его показывали нам проводники, прочерчивая им по скалам несколько линий). Такие камни прежде растирали в порошок и смешивали с вяжущим веществом. Самые древние рисунки одноцветные, затем появляются двухцветные, в которых использовались в основном красная охра и белая краска. На некоторых петроглифах они уже сочетаются с голубовато-серым тоном. На более поздних рисунках преобладают животные саванны. Дело в том, что за 10 тысяч лет до н.э. климат начал постепенно меняться, становясь более засушливым. По-прежнему ещё много изображений слонов, но с ними уже соседствуют жирафы, антилопы, страусы. Встречается и домашний скот, главным образом буйволы с выставленными вперёд загнутыми рогами, готовые отразить нападение хищников. Немало изображений людей, в основном охотников, хотя попадаются и пастухи.
Петроглифы необычайно живописны. На одной «картине» в Акакусе можно увидеть выразительные фигурки людей с изящными телами и круглыми головами. Они преследуют дичь, стреляя на бегу из луков. Один из них истратил все стрелы, но продолжает бежать вместе с остальными. А вот ещё одна сцена: охотники окружили стадо муфлонов и целятся в них из луков, в то время как собаки преследуют убегающих животных. Запомнилась и гравюра в вади Махтандуш — маленькие человечки нападают на огромного слона. Привлекают внимание фрески с людьми, которые охотятся на бегемотов, стоя в пирогах, похожих на древнеегипетские лодки. Охотники принадлежали к негроидной расе, проводники их называют «чёрными эфиопами». По строению тела они похожи на низкорослых бушменов.
Упоминавший об этой расе «отец истории» Геродот писал, что «пещерные эфиопы являются самыми быстрыми бегунами из всех людей, о которых мы только слышали». На некоторых петроглифах изображены люди, играющие на музыкальных инструментах, похожих на те, которыми пользуются ливийцы и в настоящее время. К таким инструментам относится, например, небольшой барабан, представляющий собой сделанный из керамики обруч, с двух сторон обтянутый кожей. Барабанщик вешает его на шею, чтобы иметь возможность танцевать и одновременно бить по барабану.
В XI веке до н.э. в вади Аль-Аджьяль возникает первое в этом районе государство — Гарамантида.
В 18 году до н.э. оно становится вассалом Рима. Доисторический период заканчивается, и Сахара вступает в Историю. Гараманты создали уникальную для античности (наряду с Пальмирой) цивилизацию в пустыне, которая просуществовала полторы тысячи лет, вплоть до завоевания Северной Африки арабами (живущие в районе Гата туареги Кель-Аджер считают себя прямыми потомками гарамантов). Высокая мобильность войск, обеспечиваемая великолепной конницей и колесницами, позволяла гарамантам уверенно контролировать обширные пространства пустыни. Неслучайно обосновавшиеся после разгрома Карфагена в Северной Африке римляне рассматривали их как своих самых опасных противников в этих землях.
Немного о проводниках.
Эти люди достойны самого глубокого уважения. Все они — будь то арабы или туареги — любят Сахару и делали всё возможное, чтобы и мы её полюбили (признаться, им это удалось). Сахарских гидов с детства приучают ориентироваться на местности, следовать по заданному маршруту в лабиринтах постоянно меняющих очертания барханов либо среди абсолютно похожих одна на другую горных цепей. Проводники обладают удивительной способностью определять, не выходя из машины, участки, покрытые фаш-фашем — зыбучими песками, — и объезжать их. Как-то в Большом восточном эрге в Тунисе мы натолкнулись на две машины с французскими туристами, у которых вышли из строя приборы спутниковой навигации GPS. Мы предложили французам присоединиться к нам, на что они с радостью согласились. Когда к вечеру проводник вывел нас к затерянному среди дюн колодцу, наши попутчики удивились, как ему удалось сделать это без GPS, на что гид, показав на свою голову, гордо ответил: «У меня GPS находится вот здесь».
Проводники приучили нас: в пустыне нельзя спешить, путешествие должно подчиняться размеренному ритму.
Как-то гид, заметив, что я нетерпеливо поглядываю на часы, сказал: «Разница между вами и нами заключается в том, что у вас, европейцев, есть часы, а у нас, арабов, есть время. Запомни, пожалуйста, что в пустыне нужно жить, руководствуясь не часами, а временем».
Такова Сахара, таковы её жители, её петроглифы, её история, Сахара, под песками которой погребены исчезнувшие цивилизации, погребена вечность.
А.Б.Подцероб, кандидат исторических наук
«Известия Науки»
Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/Zagadki-petroglifov-livijskoj-Sahary?ysclid=mcmg3z8qv3784908272
А.М.Васильев о книге А.Б. Подцероба
В 2010 году А.Б.Подцероб издал ставшую раритетом первую российскую книгу о живописи Сахары под названием «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010). Написавший к ней предисловие директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук А.М.Васильев охарактеризовал книгу как не только научную, а научно-художественную работу, что делает ее интересной не только для востоковедов, но и для широкого круга читателей.
К монографии был приложен DVD c фильмом «Лувр под открытым небом», первым российским документальным фильмом о петроглифах, снятый другим автором выставки – Н.А.Сологубовским.
А.Б. Подцероб. "Бескрайние просторы Сахары"
В. А. ИСАЕВ ;
Азия и Африка сегодня. - № 12. - 31 декабря. - 2010. - С. 71-72. ;
А.Б. Подцероб. "Бескрайние просторы Сахары"
В нашей стране опубликовано не так уж много книг о величайшей пустыне мира. Были переведены работы французских исследователей Р. Капо-Рея и А. Лота, выпущен сборник статей "Гарамантида (африканская Атлантида)", появлялись очерки в страноведческих изданиях и журналах. Уже в силу этого можно считать заметным событием выход в свет монографии А. Б. Подцероба "Бескрайние просторы Сахары" (М., Библос консалтинг, 2010, 191 стр.), в которой рассказывается о прошлом и настоящем Сахары.
В книгу включены также очерки о поездках автора, который за 20 лет, проведенных им в Северной Африке, неоднократно путешествовал по Великой пустыне, уходя по грунтовикам и бездорожью на многие сотни километров от оазисов.
В декабре 2005 г. он возглавил группу россиян, достигшую центра самого труднодоступного района Сахары - эрга Мурзук.
Монографии предпослано предисловие директора Института Африки, члена-корреспондента РАН А. М. Васильева, который характеризует ее как не просто научный, а научно-художественный труд.
К книге приложен DVD с кинолентой Н. А. Сологубовского "Лувр под открытым небом", являющейся первым российским документальным фильмом о наскальной живописи ливийской Сахары.
В двух первых и двух последних главах, как бы обрамляющих монографию, описаны поездки автора к озерам, укрывшимся посреди гигантских барханов эрга Аз-Заллаф, к затерянному миру Великой пустыни, находящемуся в кратере древнего вулкана Вау ан-Намус, через Большой Восточный эрг и через Мурзук. Остальные главы расположены в хронологически-тематическом порядке.
В одной из них идет речь о когда-то населявших Сахару народах и об оставленных ими десятках тысяч петроглифов и наскальных рисунков, которые образуют нить, связывающую нас с людьми, жившими многие тысячи лет назад. В книге подробно рассказывается о двух находящихся в Ливии "музеях под открытым небом" - в горном массиве Акакус и в вади Матхандуш. Их описание тем более интересно, что в отличие от наскальной живописи алжирского Тассили-Алжира, фрески и петроглифы Феззана известны отнюдь не так широко.
В монографии говорится о таинственной Гарамантиде - государстве, возникшем в античные времена в Центральной Сахаре и просуществовавшем полтора тысячелетия. В работе описано появление там гарамантов, чьи караваны связали побережье Средиземного моря с Западным Суданом, даются зарисовки их жизни, рассказывается о гибели их царства. Эта глава тем более интересна, что посвящена малоисследованным страницам истории Сахары. Достаточно напомнить, что надписи, сделанные на языке гарамантов, до сих пор не расшифрованы, и информацию об этом народе мы черпаем из работ греческих и римских авторов. Ценно и то, что в главе о Гарамантиде на сведения из научных исследований наслаиваются личные впечатления автора.
Описываются в работе и связи с Великой пустыней римлян, исходным пунктом для которых служила Лептис Магна - огромный город, находящийся на берегу Средиземного моря. Его циклопические постройки производят незабываемое впечатление даже на нас - людей XXI века.
Отдельная глава посвящена исследованиям Сахары, которую открывали трижды - в античный период, в средние века и в новое время. При этом автор не обходит вниманием вклад в изучение Великой пустыни российских путешественников В. В. Юнкера и А. В. Елисеева.
Говорится в книге и об эпопее генерала Ф. Лёклерка, возглавившего Соединение "Л" Свободной Франции, которое с боями прошло через всю Сахару от Чада до Триполи, а затем воевало в пустынях Туниса. К позитивным сторонам этой главы относится то, что автор не ограничивается описанием действий бригады Ф. Лёклерка, а показывает их в увязке с операциями английской 8-й и немецко-итальянской Африканской армий и с рейдами английских Пустынных групп дальнего действия, а также с попытками немецкой Тропической роты из состава спецподразделения "Бранденбург-800" проникнуть из Итальянской Ливии во Французскую Экваториальную Африку. Представляет интерес вывод автора, что упорная оборона 1-й бригадой Свободной Франции Бир Хакима, а позже победа, одержанная Соединением "Л" у Ксар Гиляна, сыграли роль камешков, которые вызывают сход лавин: Бир Хаким стал прологом к поражению генерал-фельдмаршала Э. Роммеля у Эль-Аламейна, а Ксар Гилян позволил союзникам обойти с фланга Линию Марет, что предопределило поражение фашистских войск в Тунисе. Вместе с тем монография только выиграла бы, если бы в ней было уделено больше внимания участию россиян в боевых действиях на Севере Африки.
В одной из глав речь идет о сооружении в Ливии Великой искусственной реки, по которой вода из находящихся в центре Сахары гигантских подземных озер перебрасывается к побережью Средиземного моря. Автор наглядно показывает, каких огромных усилий потребовало осуществление этого самого крупного (по объему работ) проекта XX века.
Еще две главы посвящены людям пустыни - туарегам, которых А. Б. Подцероб называет "властелинами безбрежных пространств", и обитателям оазисов, жизнь которых описывается на примерах египетской Сивы, алжирского Мзаба и тунисского Тозёра.
Рассказывая о туарегах, автор справедливо отмечает, что их общество не является первобытным, что ими были основаны города, созданы государственные образования, использовался свой собственный алфавит. Он убедительно показывает, как колониальные завоевания, государственные границы, а затем появление современной экономики положили конец традиционному образу жизни туарегов.
Описывая оазисы, автор показывает, какое значение для их обитателей имеет разведение пальм, обеспечивающих людей финиками - основной сельскохозяйственной культуры Сахары. Помимо фиников пальма дает древесину, ее листьями настилают кровли хижин, из них плетут циновки, корзины, шляпы. В тени листьев пальм, защищающих землю от палящего солнца, в оазисах выращиваются фруктовые деревья и овощи.
Для удобства читателя книга снабжена словарем арабских и берберских терминов.
Монография написана хорошим языком, читается легко и с интересом. Открывая ее, читатель погружается в особый мир - мир, где человек ощущает себя на другой планете, в ином измерении, где на тысячи километров протянулись безмолвные песок и камни, эрги и хамады, сариры и вади, где над безбрежными просторами господствуют солнце и ветер, где пройденное расстояние исчисляется не километрами, а временем в пути. Это, пишет автор, мир, где путешественник оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, с космосом, где следы, оставленные жившими когда-то народами, заставляют физически ощущать течение тысячелетий, неумолимо уносящих в небытие племена, царства, культуры, цивилизации. В книге нашла отражение зачаровывающая красота сахарских пейзажей, великолепие восходов и закатов, бесконечность низко висящего, усыпанного крупными звездами неба.
Монография представляет собою оригинальное исследование, в котором соединились знание автором рассматриваемой проблемы, эрудиция и глубина анализа. Книга позволяет россиянам познакомиться с Сахарой, "достойной, как отмечает в предисловии к работе А. М. Васильев, того внимания, которое уделяли и уделяют ей ученые, политики, бизнесмены, путешественники". С выходом исследования в свет такую возможность получили как ученые-ориенталисты, так и широкий круг читателей.
За время, прошедшее после сдачи книги в набор, ее автор совершил еще одно увлекательное путешествие в ливийскую Сахару, побывав в малоисследованных горных массивах Увейнат и Аркяну, находящихся на стыке границ Ливии с Египтом и Суданом. Остается лишь пожелать А. Б. Подцеробу продолжить работу над сахарской тематикой и опубликовать новые статьи и монографии.
«Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания поездок в Сахару А.Б.Подцероба.
«В Сахаре нет часов, там есть только время». Эту фразу российский дипломат Алексей Подцероб услышал от проводника во время одного из своих путешествий вглубь Сахары. Из сорока лет, прошедших между окончанием института и выходом в отставку, 20 лет он провел в Северной Африке - в Алжире, Ливии, Египте и Тунисе.
Эти страны, столь похожие и столь разные, достойны самых подробных описаний. Но А.Б. Подцероб решил рассказать именно о Сахаре – Великой пустыне, которая объединяет эти страны, являясь частью их прошлого и настоящего.
«Меня удовлетворяет только то, что я могу видеть собственными глазами». Эти слова имама Абу Ханифы, невольно вспоминаются при чтении книги «Бескрайние просторы Сахары».
« Я много ездил по Сахаре. Мы уходили от оазисов на 200-300 км, - сказал А.Б.Подцероб, представляя свою книгу друзьям и всем, кто интересуется Востоком. - Когда я вернулся в Москву и вышел в отставку, увидел, что о Сахаре у нас знают не так уж много. У нас переводились книги западных ученых, выпускались отдельные книги по африканским странам. Но полной картины о Сахаре – не было. Традиционное представление о пустыне – песок, барханы, палящее солнце и жара. Это все так, но это не все. Сахара была колыбелью цивилизаций. В Сахаре живут бедуины, туареги, жители оазисов. Там велась Вторая мировая война. Под поверхностью Сахары скрыты нефть и газ. И вот я решил написать книгу, в которой объединил свои впечатления и свои знания о Сахаре».
Конечно, у Алексея Подцероба в России были предшественники, которые писали о Сахаре. Интерес к ней был: не случайно в «Карманную книгу для любителей земледелия», изданную Русским Географическим Обществом еще в 1848-м году, была включена отдельная глава, озаглавленная «О степи Сахаре».
В конце 19-го века в Сахаре начали появляться российские исследователи. В 1875 году путешествие по Ливийской пустыне совершил Василий Юнкер. Заслуга этого русского ученого состоит в том, что он окончательно опроверг предположение о существовании древнего русла Нила, а также обнаружил, что находящиеся в этой зоне оазисы расположены не ниже, как считалось ранее, а выше уровня моря.
Тогда же была предпринята и первая в России попытка изучения таинственных туарегов. В феврале 1885 года к ним по поручению Российского императорского географического общества был направлен этнограф и антрополог Александр Елисеев. Узнав, что туарегские племена с уважением относятся к медикам, путешественник, бывший врачом по образованию, решил этим воспользоваться. Он смог добраться до Гадамеса после пятнадцатидневного путешествия с караваном. Там А. Елисееву, оказывавшему медицинскую помощь туарегам, удалось установить с ними дружеские отношения, познакомиться с их жизнью и бытом.
«Я, - пишет он, - принимаем везде как желанный гость - и в черной палатке туарега, и среди его веселой фантазии - ночного пиршества, и на совете убеленных сединой старцев». Русский исследователь был восхищен этими «властителями пустыни», о которых он пишет как о «свободолюбивых, гуманных, всосавших понятие о равенстве с молоком матери» людях. А. Елисеев дал первое в русской научной литературе описание туарегов: «Главное отличие туарега от других народов, - подчеркивает автор, - это то, что он вечно покрыт родом вуали... Никогда не снимает своего покрывала туарег, даже когда ест или спит... Одежда туарегов немудрёна и состоит из голубой блузы шерстяной материи и таковых же панталон, перетягивающихся поясом, часто красного цвета; красный, белый или голубой плащ набрасывается на плечи; амулеты, украшающие шею, пояс и грудь суеверного туарега, дополняют его наряд, так же как и оружие»…
В книге А.Б.Подцероба «Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания его поездок в Сахару. Первая – через эрг аз-Заллаф, через огромные песчаные барханы Ливии. Затем поездка по Ливии к вулкану Вау ан-Намус. Третья – это пересечение самого сложного района Сахары эрга Мурзук. «Мы были первой российской группой, которая смогла добраться центра этого песчаного моря, - сказал А.Б.Подцероб. - Последняя поездка – по Тунису. Кроме этого, другие главы посвящены наскальной живописи Сахары в Акакусе, вади Матхандуш, цивилизация Гарамантов, которая возникла в пустыне и просуществовала полторы тысячи лет. Наряду с Пальмирой цивилизация Гарамантов – уникальное для античности явление.
Есть глава, посвященная Лептис Магна – городу на побережье Средиземного моря, который служил воротами в Сахару для финикийцев и римлян и был тесно связан с Сахарой. Есть глава о великой искусственной реке, которую построили в Ливии».
https://vk.com/wall-135347719_13124?ysclid=mcl29vm27z247262508
https://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-01
Другие статьи в литературном дневнике: