Христианство и метафизика злаhttp://www.topos.ru/article/2156 "Чтобы несколько более адекватно мыслить суть зла, надо, прежде всего, отставить в сторону столь органичную для нашего мышления логику противоположностей, ту самую диалектику, которая, кстати говоря, уже оставлена современной философией. Структуры диалектики в рациональном мышлении, по-видимому, являются следом архетипов языческой мифологии, в то время как христианству соответствует другой архетип — архетип отпадения. Архетипу отпадения гораздо сложнее найти адекватные мыслительные схемы, нежели архетипу противоположностей, прямым потомком которого могут быть признаны структуры «ясного и отчетливого» классического cogito. Метафорический ряд отпадения могут продолжить такие понятия-метафоры, как «смещение», «соскальзывание», «сползание». Они указывают на то, что глубинной онтологией нашего мира является изначально векторная онтология, в то время как рациональное мышление каждый раз фиксирует только «поперечные срезы» вектора безостановочного соскальзывания. Таким образом, зло в нашем мире являет себя как некий вектор смещения, мутагенный процесс, в который, как в воронку, втягивается все сущее, и такое причастное небытию зло являет лики куда большего разрушения, чем зло-противоположность. Нужно добавить: этот вектор скольжения в небытие никогда не ведет в пустоту: пустота — это благо. Небытие в христианстве понимается не как пустота, а, скорее, по словам П. Тиллиха, как бездна, в которую падаешь, и не имеешь куда упасть. В том-то зло и состоит, что, будучи причастным небытию, оно не приводит к той пустоте, которую считают благом все мистические учения буддийского Востока" (Юлия Дуплинская) © Copyright: Марина Гареева, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|