Алексей Алёхин Поэзия одинокое, цеховое ремесло...«Стихи пишутся как и когда хотят, и подлинный поэт, не ремесленник, над ними не властен – ну, как человек не властен в любви. Потому иногда такие книжечки складываются по 20 лет – именно складываются, а не пишутся. То же и поэтический цикл, за редким исключением. Все дело в том, что придуманная композиция неизбежно требует для своего заполнения «соединительную ткань», а в поэзии, как и вообще в искусстве, всё неработающее портит дело. ...Искусство вообще не устаревает. С наукой иначе, там приходит новое, которое либо отменяет старое, либо вбирает его в себя как частный случай. ...А в искусстве, как известно, прогресса нет. В том смысле, что следующее не лучше предыдущего. Но это не значит, что в нём нет развития. Разве можно сказать, что Державин лучше «Слова о полку Игореве?» Следующее не лучше, а иное, и потому развитие, безусловно, есть. – Как ты думаешь, где резерв поэтического инструментария? За счет чего он сможет расширяться? – Что понимать под инструментарием? Я думаю, тут как и в любом искусстве: поэзия начинается не с элементов стихосложения – как живопись не начинается с масла, которое в нынешнем виде вошло в обиход в Голландии в XV веке, – не с технических возможностей, а со способов видения мира. А новые способы видения мира – собственно, их-то и предлагает всякий новый поэт – неизбежно влекут новый «способ соединения слов посредством ритма». Причем ритма не столько звукового (который сам вторичен), а ритма образного ряда. И этот ритм совсем не обязательно регулярный – ритмичен и верлибр. Есть распространенное заблуждение, что верлибр свободен от ритма. Это глупость. Поэтическая речь тем и отличается от прозаической, что в ней искусственно задается ритм – не естественным течением фразы, как в прозе, а «насильно». И в верлибре он, разумеется, очень четко задается. Только не регулярный, подсказанный метром, а индивидуальный, сложный, и всякий раз иной – по крайней мере, у каждого автора верлибра он свой. Если взять ритмику Аполлинера и ритмику Уитмена – они совершенно разные. Кстати, и в силлаботонике ритм, как известно, отличается от метра. Но там диапазон вариаций у же, хотя с точки зрения техники это может быть даже интереснее осуществить. К сожалению, многие думают, что если они нарежут фразу на кусочки, то и получится верлибр. ...Поэтическая форма – порождение образа, воплощение этого образа то ли в звуке, то ли в лексике, то ли в полисемии, то ли в системе смысловых пауз. Сводить всё только к метру очень наивно. ...В сущности, поэзия, как и во все времена, существует в цехе. Справа от меня пишет этот поэт, слева – другой, и я их читаю, с ними разговариваю. На деле-то ведь меня интересует мнение всего 10-15 человек на земном шаре. Если кому-то еще, сверх их числа, написанное мною нравится, мне приятно, но как для пишущего не очень важно. Ведь поэзия одинокое, очень цеховое ремесло. ... стихи пишут сотни тысяч людей, и хотя настоящих поэтов единицы, нам без них не обойтись. Это ж картошка вырастает сам-три, а то и сам-пять, а в поэзии сильно наоборот – один на 10 000 или на 100 000. И чтобы появился один настоящий поэт, нам просто необходимы 100 000 пишущих». (Алексей Алёхин) © Copyright: Марина Гареева, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|