Два романа

Евгения Кордова: литературный дневник

Надо как-то нейтрализовать тот медно-соленый привкус с оттенком ржавчины, который остался от «Обители» Захара Прилепина и попытаться восстановить быстро ускользающее зыбкое душевное равновесие.

Два таких романа подряд,

«Щегол» Донны Тартт, этакая современная «Лавка древностей» - привет Диккенсу – несмотря на почти оптимистическую концовку, в общем-то, безрадостный, скорее примиряюще-экзистенциональный, где все главные герои, да, выжили, но вместе с ними «выжили» и их психические травмы, предопределившие невозможность личного счастья, зато научившие прощению и терпению (может ли это быть утешением?);


и «Обитель» Захара Прилепина, старательно выписанный и тоже обласканный премиями и критиками, но оставивший смутное ощущение неудовлетворения и вот этот привкус – то ли потому, что наложилась на когда-то прочитанных Евгению Гинсбург, Варлама Шаламова, того же Солженицына, в конце концов (ниша заполнена?) то ли… почему? Но вот… Более всего впечатлил не сам роман, а дневник Галины Кучеренко – прообраза главной героини – приведённый в приложении, вот он-то как раз всё время и вспоминается. А всё остальные 700 страниц текста, как это ни удивительно, воспринимаются, как иллюстрация/приложение к нему, двадцатистраничному дневнику - безжалостному свидетельству изуродованной временем и событиями женской судьбы, больной на грани бесчувствия рассказ палача и жертвы, участника и свидетеля в одном лице. ИМХО


два таких романа подряд – суровое испытание и для более устойчивой психики.


Надо накрапать что-нибудь незатейливое и смешное, какую-нибудь полную и беспечную фигню.



Другие статьи в литературном дневнике: