***

Евгений Садков: литературный дневник

Риф


Как часто дно галеры скребут палеозойцы?
Ван Ли-чжун, китайский гребец.
***


Вот уже и виден новый остров памяти Менделеев. Нобель,всмотревшись в Даль, кричит сидящий в "вороньем гнезде". Но дрогнул корабль, напоровшись на рифы.


Куштау, Куштау, следом за Венером Галиевым скандируют протестующие.


Вот так внезапно врывается наше время в путешествие по волнам менделеевской памяти. Так и не достигнув нобелевской земли, садимся за стол переговоров с обитателями Уральского океана.


Что за ерунда, наблюдая со своей кочки, нервно кричит Иван. Какое, к клону, Куштау?


А вот так. Имел отношение великий химик к нынешним событиям в Башкирии. К тому противостоянию "денежных мешков" и их охраны с настоящими патриотами России.


Могу доказать. Для чего сейчас рвутся сюда наши капиталисты? Как бы дело благородное. Экономическая безопасность, особенно, в условиях санкций загнивающего Запада.


Этот географический объект напрямую связан с производством важного компонента химической промышленности России. На свою беду гора Долгая образовалась в далеком палеозое. По факту меловой массив. Родственник знаменитого техасского Эль-Капитана.


Сейчас Куштау тоже привлекает к себе. И не только "промышленных гангстеров", но и общественность. Мировое наследие.


Для понятия связи Дмитрия Ивановича и нынешней "горячей точки" России отмотаем на полтора века назад.


За несколько лет до нефтяного кризиса Менделеев обращается к властям:


"Учреждение обширного производства соды и едкого натра необходимо не только для обширной потребности в них мыловаренных заводов, ситцевых фабрик и белилен, но и множествах других. В особенности много надо едкого натра для долженствующих широко развиваться у нас нефтяных заводов"


К этому времени в Империи нет ни одного предприятия по производству "бытовой" химии. И не только. Очистка продуктов ректификации бакинской нефти требует соответствующих компонентов.


Экономический расчет позволяет Дмитрию Ивановичу соединить усилия химиков-технологов и промышленников. Закоперщика поддерживает уже известный к этому времени бельгийский коллега.


Ещё в 1861 году молодой Эрнест Сольве разрабатывает весьма выгодный способ получения соды. Через двадцать лет он, объединившись с купцом Любимовым, закладывает первый в России завод по производству важного компонента "бытовой" химии.


По рекомендации Менделеева союз химических компаньонов усиливает талантливый инженер Александр Самосатский. За короткое время новый коллега превратил примитивные солеварни Любимова в передовое производство. Он же становится первым управляющим нового завода.


"Пермские ведомости" середины восьмидесятых годов того века пишут:


"Не можем не отметить крупного явления последнего времени в области промышленности не только нашего края, но и всей России. Мы говорим о Березниковском содовом заводе Соликамского уезда. Количество продукции, по мере приучения рабочих к делу, должно быть доведено до полторы тысячи пудов в сутки. Полученный продукт отличается безукоризненной белизной и содержит 99 процентов соды"


К этому времени сам Менделеев выдвигает идею создания министерства промышленности. Это означает, что высший распорядительный орган Империи ещё не имеет такого "кабинета". Сейчас, при чрезвычайно размножившемся чиновничьем аппарате, это трудно представить.Но из старинной песни битлов слова не выкинешь.


Дмитрий Иванович отмечает высокое качество нового для России компонента химического производства:


"... оказывается почти безводной, весьма богатой по содержанию угленатриевой соли и, вообще, совершенно удовлетворяющей обычным требованиям промышленности"


Расширяясь, через тридцать лет акционеры получают более тридцати миллионов золотых рублей чистой прибыли.


Вот я и думаю, а не эти ли успехи привлекают нынешних бизнесменов? Нынешняя содовая компания является преемником дела купца Любимова и технолога Сольве. Она входит в состав АО "Башкирская химия", который входит в Перечень системообразующих организаций России.


Получается, что приехавший на Куштау региональные чиновники ничего не решают. Только на федеральном уровне.


Вот такая очередная, после Хабаровска, "горячая точка" в нашей стране. Горячая, не в смысле боевых столкновений, но противодействия бизнеса и истинных Граждан России.


В этой ситуации возникает законный вопрос. А на чьей стороне был бы сейчас Дмитрий Иванович? Не спешите с ответом. Впереди столкновение Менделеева с нефтяными магнатами во главе с Нобелем.


Кстати, в восемнадцатом году башкирская содовая компания получила чистой прибыли одиннадцать "ярдов". Историческая конвертация не в пользу нынешних последователей купца Любимова и технолога Сольве.


Получается, что Куштау обречена? И наши потомки уже не увидят древний риф, скребущий сейчас о галеру наших "денежных мешков"?


Скорее всего-да. Что не сделает капиталист ради прибыли?


Скриншот с ролика шествия защитников священной горы. Возглавляет колонну Галиев. Кстати, Юра-музыкант своим творчеством тоже поддержал башкирских активистов.
Примечание.


*Ярд (новояз)-миллиард,


**Тыр (пенсионерский)-тысяча рублей.



Дмитрий Иванович радовался, что «книга пошла» и вызывает интерес даже за рубежом. Ф. Энгельс, ревнивый ко всему, что делал в науке Менделеев, в письме из Лондона от 15 марта 1892 года Н. Ф. Даниельсону, переводчику «Капитала» Маркса на русский язык, отметил:


Фридрих Энгельс
«Очень Вам благодарен за многочисленные присланные мне газеты и журналы — работа Менделеева оказалась особенно интересной».


«Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты — Нептуна






Другие статьи в литературном дневнике: