Эссе о царе-батюшке

Игорь Снежневский: литературный дневник

Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский - так звучит титул Александра III, нашего известного государя-императора, исторического лица, скорее, уважаемого и любимого, чем прославленного, ибо несомненные заслуги его перед Отечеством не пахнут порохом, не политы кровью и вдовьими слезами. Он запомнился, как консерватор, проводивший русификацию национальных окраин. Заключил франко-русский союз. За внешнеполитическое спокойствие при его правлении получил прозвище Миротворец, поскольку волей судеб в годы его царствования Россия не участвовала ни в одном значимом военном конфликте.


А каким видели императора современники, близкие люди и, если так позволительно выразиться, домочадцы - были же и такие, пусть даже проживал он во дворце(и не одном), имея размах и возможности помазанника божия, да ещё в беспредельно большой России с её лихим на разгул купечеством и дорогими чудачествами привилегированного класса, почувствовавшего аппетит к роскоши сибаритского толка. Какой-то ответ здесь возможен, хотя и вероятностный, предположительный, поскольку
мы всматриваемся в фотографии, мемуары, архивы. Иных источников сведений не имеется, а любопытство наше, тем не менее, требует полёта, пищи и удовлетворения.


Итак.
Александр III был высоким, крепким, тучным, однако весьма привлекательным мужчиной. Выделялся он крайней экономностью,
редко носил гражданскую одежду, предпочитая ей военную форму или крестьянскую рубашку. Современники отмечали, что государь обладал харизмой, то есть, содержал в личности магическую способность влиять на умы и души. Однако он никогда не демонстрировал своей исключительности; вел себя непринужденно, просто. В гневе был суров; не стесняясь в выражениях, мог накричать на подданного, слов при этом не подбирая; мог и грозно ударить кулаком по столу. Поговаривали, что царь нередко употреблял и «крепкое словцо» к провинившимся подданным, однако сразу же отходил и становился добродушным. Ко всем всегда обращался исключительно на «вы» (даже к прислуге), показывая, что человеческое достоинство стоит выше рангов, и в его глазах оно незыблемо. Говорил прямо, избегая светской казуистики и двусмысленностей. Любил все русское, разговаривал всегда на русском, не переходя на другие модные в светском обществе языки, ценил творчество русских писателей (они с Марией Федоровной оба любили читать Достоевского, Гоголя, Тургенева и Толстого), при каждом случае старался подчеркнуть свою «русскость». Украшений подчёркнуто не любил, носил только обручальное кольцо.


Долетели до нас и другие сведения. Например то, что Александр III слыл неважным наездником (из-за крупной фигуры и соответствовавшего ей немалого веса), что частенько ставилось ему в упрек аристократическими кругами. Зато он профессионально играл на музыкальных инструментах (тромбон, геликон), держал духовой оркестр, в котором сам тоже регулярно выступал. Увлекался охотой и рыбалкой. Любил рисовать в обществе супруги, разделявшей многие его увлечения. Был большим ценителем прекрасного, всю жизнь приобретал для своей коллекции предметы искусства, кои, накопившись в огромном количестве, легли в основу любимого нами Русского музея, носящего имя Александра III.


Ну, чем ни царь-батюшка? Настоящий русский медведь, красавчик, да ещё какой! Подлинный отец Отечества, стремившийся придать России, как можно больше внутреннего единства путём утверждения первенства русских элементов в жизни страны, - это и было вишенкой на торте, той самой красной нитью, протянувшейся через убедительное, разумное царствование, знавшее подъёмы и другие, не менее значительные периоды, и оставшееся в памяти потомков в душевном образе разлившегося июльского лета, висящего в безоблачном небе колокольного звона, политической тишины и ленивого русского благополучия.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.08.2024. ***
  • 07.08.2024. Эссе о царе-батюшке