Эссе о царе-батюшкеИмператор Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский - так звучит титул Александра III, нашего известного государя-императора, исторического лица, скорее, уважаемого и любимого, чем прославленного, ибо несомненные заслуги его перед Отечеством не пахнут порохом, не политы кровью и вдовьими слезами. Он запомнился, как консерватор, проводивший русификацию национальных окраин. Заключил франко-русский союз. За внешнеполитическое спокойствие при его правлении получил прозвище Миротворец, поскольку волей судеб в годы его царствования Россия не участвовала ни в одном значимом военном конфликте. А каким видели императора современники, близкие люди и, если так позволительно выразиться, домочадцы - были же и такие, пусть даже проживал он во дворце(и не одном), имея размах и возможности помазанника божия, да ещё в беспредельно большой России с её лихим на разгул купечеством и дорогими чудачествами привилегированного класса, почувствовавшего аппетит к роскоши сибаритского толка. Какой-то ответ здесь возможен, хотя и вероятностный, предположительный, поскольку Итак. Долетели до нас и другие сведения. Например то, что Александр III слыл неважным наездником (из-за крупной фигуры и соответствовавшего ей немалого веса), что частенько ставилось ему в упрек аристократическими кругами. Зато он профессионально играл на музыкальных инструментах (тромбон, геликон), держал духовой оркестр, в котором сам тоже регулярно выступал. Увлекался охотой и рыбалкой. Любил рисовать в обществе супруги, разделявшей многие его увлечения. Был большим ценителем прекрасного, всю жизнь приобретал для своей коллекции предметы искусства, кои, накопившись в огромном количестве, легли в основу любимого нами Русского музея, носящего имя Александра III. Ну, чем ни царь-батюшка? Настоящий русский медведь, красавчик, да ещё какой! Подлинный отец Отечества, стремившийся придать России, как можно больше внутреннего единства путём утверждения первенства русских элементов в жизни страны, - это и было вишенкой на торте, той самой красной нитью, протянувшейся через убедительное, разумное царствование, знавшее подъёмы и другие, не менее значительные периоды, и оставшееся в памяти потомков в душевном образе разлившегося июльского лета, висящего в безоблачном небе колокольного звона, политической тишины и ленивого русского благополучия. © Copyright: Игорь Снежневский, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|