Надоело!

Татьяна Алейникова: литературный дневник

В последнее время, заглядывая на страницы полюбившегося сайта, всё чаще испытываю острое разочарование. Думаю, что меня поймут те, кто выбор повседневного чтения определяет по рейтингу. Произведения, попадающие туда, всё более, как бы это выразиться деликатней, экзотичны. Кликнул и открывается нечто.
И каждый раз чувствуешь, что тебя обманули. Часто вспоминаю сценку из старого фильма по повести В.Пановой «Серёжа», когда мальчик берёт подаренную взрослым конфету, разворачивает, видит, что там ничего нет, и изумленно спрашивает: «Дядя, ты дурак?» Вот так, открыв, обращаюсь к себе. Сколько же можно попадаться, старая дура! Не буду расписывать, что можно отыскать там.
Чем угодно, не стесняясь собственного «рассупонивания», стараются привлечь читателя, вырвать у него похвалу, возможно, слова сочувствия. Вот посмотрите, как нас обижают, безответных. Бог его знает что, но напомнить о себе любым образом. Здесь мол, я, сердеШные, туточки, вот-вот порадую вас заветным, а пока, не обессудьте, угощайтесь, чем бог послал.


Если так хочется, разоблачайтесь, только не трогайте других, не унижайте и не оскорбляйте их своими откровениями. Неприлично выяснять отношения, втягивая в них тех, кому это не нужно, кому чужд душевный стриптиз. Зачем на литературном сайте эта эта манера громко, с привлечением зрителей, выяснять отношения. Не графья, мол, выдержат, и не такое бывало.


А жажда зрелищ… В большинстве, как герои одного из чудесных рассказов О. Генри, сбегаемся поглазеть на происшествие.
Нет-нет, вечерняя лошадь или завернувший в виртуал «асфальтоукладчик» никого не раздавили, тут происходит нечто более интересное. Творцы сражаются друг с другом подушками. Помните такую забаву в старых парках культуры и отдыха.


Подмеченную в детстве сценку запомнила на всю жизнь. Завязали глаза двум участникам, развели их, а потом ведущий объявил бой. Первым досталось ему, рванули на голос. В толпе раздался смех, тогда сослепу ринулись туда. Ах, какое было зрелище, когда подушками начали колошматить всех подряд. Больше досталось зрителям.


Стоявшие позади уже задыхались от смеха, когда вдруг пух из порвавшихся подушек начал оседать на их парадные костюмы, женские платья, въедаться в детские шерстяные костюмчики, забивать носы и рты. И вот уже, с досадой отплевываясь, толпа, начала расходиться, ругая участников нелепого развлечения и себя, не удержавшихся от природного любопытства. Так вот и здесь. Досада на себя, чувство брезгливости, ощущение пустоты и неловкости.


Умиляют философические экскурсы в историю и литературу. Каких откровений здесь не услышишь, но главное, каждый второй-диссидент и непримиримый борец с режимом. Тем, прошлым, который пинать сейчас безопасно, даже приветствуется. В том прежнем времени через одного боец в засаде. Ходил во времена оные анекдот о «Малой земле» и склерозе. Теперь всё с точностью наоборот.

Есть и другое «заболевание творческих натур», при котором поспешно состряпанную пошлость прикрывают именем известного человека. «Намедни мы с Александр Сергеичем, или, допустим, с Фёдор Михалычем запросто. Между нами писателями говоря…» А как еще сообщить виртуальному сообществу об очередной своей нетленке. Так утверждаются холопы, растаптывая то, что им не под силу ни понять, ни осмыслить. Великий творец останется великим, а рвущиеся покопаться в его жизни, не реальной, нет, возникшей в воспаленном мозгу неофита, так и останутся мелкотравчатой суетящейся дешевкой, как бы искусно ни воплощали свой бред в завлекательное чтиво.


«У нас и людей – то, мы, да вы», - говаривала моя бабушка, не искушенная в дипломатии, когда слышала недобрые слова в чей-то адрес. Да, не слишком благостный у меня настрой, понимаю, но больно, когда за этими суетящимися пропускаем настоящее. Негромких, нетусовочных, не умеющих подавать себя, но ярких, трудом и талантом заслуживших право на наше внимание.



Другие статьи в литературном дневнике: