Голод Гамсуна

Дмитрий Парамонов: литературный дневник

Чуть было не пропустил это мегасочинение. Но Гамсун сам виноват: кто его просил после такого знакового модернистского произведения писать "Викторию", которая и попалась мне прежде "Голода"? Правда, я слышал только радиопостановку по ней, но всё равно же очевидно, что это писано густыми розовыми соплями. И я решил, что такой автор не заслуживает внимания, и пусть лежит себе спокойно со своей нобелевкой на литературном кладбище, и вообще, понятно, почему этот сентиментальный романтик запал на Гитлера. К счастью я, руководствуясь, уже не помню, чьим мудрым советом, послушал "Голод". И услышал, что это хорошо. И уде непонятно, как потом Гамсун, который, судя по "Голоду", должен был идти впереди Джойса и других модернистов, вдруг развернулся и пошёл назад - к "Виктории"?!
Интересно было бы ознакомиться с его эпилогом - "На заросших тропинках". Может быть, там есть объяснение не только его увлечения фашизмом, но и того трагического разворота от модернизма к архаике. Учитывая же, что на архаике и сентиментальной романтике стоит и сам фашизм, эти его повороты и увлечения, скорее всего, тесно связаны, и главную свою ошибку он совершил не в сороковых, а ещё в девяностых.



Другие статьи в литературном дневнике: