ПротейСлушаю сейчас третью главу "Улисса" - одну из жемчужин гордеевской озвучки, с этими - ну, пусть не гениально, - но талантливейше представленными внутренними диалогами. Мне эта глава, даже без озвучки, наверняка ужасно бы понравилась в подростково-юношеском возрасте, - как вторая часть эпилога "Войны и мира" с рассуждениями о свободе воли и предопределённости. Стивен и сам очень молод, и в сознании его сражаются разум с его тягой к познанию мироздания и рассудок с тягой к познанию женских тел и страхами за своё собственное, и так сложно разобраться в их переплетении, отделить одно от другого (а без современного естественнонаучного образования практически невозможно). И рефреном через всю джойсову "Телемахиду" проходит тема слизи: в первой главе сопливый платок Стивена - чуть ли не один из главных героев; во второй мы видим этого противного, жалкого ученика с чернильным следом на лице - "следом слизня" ("я был таким же,как он"); а третья глава, где Стивен, наконец-то, предоставлен своим размышлениям, и мы даже видим, как работает его творческая лаборатория, заканчивается сухой козявкой, оставляемой им на прибрежном камне. И вот эта козявка, несомненно, могла отвратить меня от Джойса в подростково-юношеском возрасте если не насовсем, то надолго. © Copyright: Дмитрий Парамонов, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|