У чувашей cурбан

Светлана Феттер: литературный дневник

Сурпан, сурбан. Увидев у мамы в шкафу красивое вышитое полотенце, я спросила у неё: "Что это за полотенце?". Она сказала, что это сурбан. Такую головную повязку носили чувашские женщины в далекие времена. Такой сурбан носила моя бабушка, прабабушка. И мне стало очень интересно узнать о её происхождении. Такие красивые узоры, что они обозначают? И как они появились эти сурбаны? Для чего носили сурбаны?
Мы с мамой съездили в чувашский национальный музей. Бабушка мне очень много рассказала о традициях чувашского народа, показывала вышивки, которые она вышивала сама и мне показалось, что они вышиты были совсем недавно, т.к. вышивальные нитки очень яркие, при том что они шерстяные. Оказывается, для сурбана специально привозили из далеких южных стран верблюжью шерсть.
В книге Юхма Мишши «Узоры на сурбанах», я прочитала чувашскую легенду о трех солнцах на сурбанах и узнала, как появились сурбаны и узоры солнца на них.


«Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья.


Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так!», «Хотим, чтобы было не три, а одно солнце!», «Убить надо одно солнце!» - кричали они.


Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали.


Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого!» - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого!» - прикринули на него люди, которые хотели убить солнце.


Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву,долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить еще одно!» - приказали эти люди охотнику.
Тот убил и другое солнце.


Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.


И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов.


Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось».


«Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на стенах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам…
И на каждом сурбане вышивались три разных солнца.
Так родились сурбаны.»
Холодными зимними днями ткали чувашские женщины свои неповторимые сурбаны, думая о летнем дне, когда возвращенное солнце разогреет весь мир также, как красочный мир искусства вызывает у человека теплые чувства. Для маленького чуваша сурбан был первым миром искусства. Глядя на материнскую работу, он учился видеть красоту, он учился понимать прекрасное. Девочки с малых лет обучались этому искусству, а мальчишки привыкали благоговеть перед теми, чьи руки творили мир прекрасного. В семьях сурбан пус;;и – самые красивые отрезы сурбана – хранились как зеница ока. Умирая, бабушки дарили их своим внучкам. Сурбан передавался по наследству. Так о сурбане пишет чувашский поэт М.Юхма:
Заведено издревле было,
Что внучке вышитый сурбан
Однажды бабушка дарила
Как родословный талисман…
Это считалось самым большим подарком. Женщина была хранительницей не только семейных преданий и легенд, но и мира прекрасного – разного рода вышивок, тамга-знаков.
И становились чувашки настоящими, неповторимыми мастерицами по вышивкам, их искусство изумляло людей. Недаром приезжие люди восторженно писали: «И сквозь века из рода в род у чувашей передавалось их замечательное искусство, их неповторимо острое и верное чутье звука и цвета, рождавшее изумительный орнамент и изумительную песню».
С давних времен, глядя на разнообразные вышивки сурбана, тамга-знаки и орнаменты, люди удивлялись тому, что каждый из них имел свои названия и как бы этими названиями обхватывал весь мир. Одни вышивки обозначали любовную тему, другие – тему изобилия домашнего скота, третьи – выход охотника на промысел.


Зная названия разных вышивок, люди могли читать сурбаны, как настоящее письмо. Это и натолкнуло ученых на мысль: не здесь ли кроется тайна древней письменности чувашей?.. Мысль эта оказалась верной. Оказывается, тамга-знаки и орнаменты – остатки древней письменности народа. Вот почему чуваши очень оберегали их.
Сурбан в виде полотенца из тонкого холста, с двухсторонним красным узором. Сурбан закрывал шею, концы сурбана укладывались по спине двумя параллельными полосами.
Сурбан одевали рано утром, выгоняя скот в стадо, и если это не соблюдалось, то говорили, что эта женщина себя опозорила, «опростоволосилась», ведь сурбан носили для того, чтобы не показывать волос свекру и деверьям, потому что показывать им волосы или же необутые ноги считалось в старом быту непристойным и даже грехом.
Я также узнала, что сурбаны носили для тепла, для красоты, а главное, чтобы солнце всегда видело вышивки людей и каждый день всходило над землей. Это означало, что люди поняли свою ошибку и раскаиваются.
В ходе исследования я узнала, что вышивальщицы изображали узорами красоту трех миров: небесного, земного и подземного. И все эти миры связаны между собой. Белое полотнище сурбана было для чувашей небесным миром, красота которого заключается в белом цвете. А белый цвет-это цвет чистоты, цвет света; черный цвет – цвет земли; красный цвет – цвет солнца и красоты.


Сурбан, связывал женщину с космосом, откуда она, как считала, получала энергию, тепло, а значит и силы.
В чувашском одеянии особа роль сурбана. С ним связывали предсказания судьбы. Им обвивали молодоженов и его же разрывали на две части при разводе мужа и жены. Сурбан, повязанный на копье, чуваши использовали в качестве флага. На кладбищах устанавливались жесты, на которых вешались флаги - сурбаны. Сурбан повязывался на святилищах. Богато вышитый сурбан вешался у печи на уша юпи и являлся семейной реликвией, передаваемой по наследству. Сурбан закладывали в трудные времена. Украшение сурбанов и способы их ношения у чувашей низовой и верховой подгрупп они разительно отличаются. Средненизовые и верховые чуваши (вирьял) носят небольшие сурбаны с тщательно вышитой мельчайшим орнаментом каймой. При этом у верховых чувашей сурбан недлинный (120-150 см), узкие. Их изготавливали из тонкого полотна с вышивкой. Геометрические узоры размещаются ярусами. Концы отделывались бахромой, разноцветным бисером. Сурбан анат енчи был чуть длиннее, украшения были несколько уже – это тканые или кумачовые полоски, белые кружева. Он одевался с помощью повязки масмак. Кроме того, средненизовые чуваши не только подкрашивали холст яйцом, но и слегка желтили его. На сурбанах верховых и средненизовых чувашей постоянно присутствует знак-трезубец с перечеркнутым черенком- сакральный знак, обозначающий защиту от разрушительной силы и ее изгнание. В этом случае сам сурбан, обвязанный вокруг головы, является мощной сакральной защитой.


Сурбан низовых чувашей (анатри) резко отличается от вышеописанных. Он более широкий (30 см) и длинный(около 2-2.5 м). Его основу составляет домотканое полотно с красной каймой по краям, концы украшались узорно-тканными полосками, лентами (х;ю),позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (ш;т;кла, ч;нт;р).. К концу сурбана пришивался тканый отрез красного цвета. Узорные ткани украшались элементами в виде ярких квадратов ромбов крестов и других геометрических фигур. Завершается сурбан по обоим концам кружевным отрезом Сурбан закреплялся повязкой (пу; тутри). В сурбанах низовых группы чувашей существуют локальные варианты его декорирования.
У чувашей существует огромное разнообразие способов ношения сурбана, как с дополнительными элементами (масмак, хушпу, ошпу) так и без них(свыше 10 видов).


Таким образом, я очень много узнала о сурбане. Я теперь знаю, что такое сурбан, как появился сурбан, что обозначают узоры и для чего носили сурбан.


Я убедилась, что старинные чувашские вышивки, в том числе и сурбан – это настоящее волшебство. Наши бабушки, прабабушки вышивали, будто сочиняли песню. И узнала, что каждый шов, орнамент имеет свое значение.


Мы должны беречь и уважать культуру наших предков.


ист. В. Алексеева



Другие статьи в литературном дневнике: