Нам повезлоНам военному и послевоенному поколению повезло. С воспитанием не в домашнем парнике , а во дворе дружбы, чести, выручки, ловкости, ухарства, ответственности, сострадания к слабому , благородства - « лежачего не бить» в нас мальчишках военного и послевоенного поколения. С освоением того необходимого мальчишеского ликбеза , что нынешним девяти- двенадцатилетним вообще неизвестно, как играть : - по «полному» в «ножечки» -с руки , с локтя, с колена, с плеча, со лба..и т.д. Как и: - чистить зубы варом, или еловой, сосновой смолой - делать поджигу с марганцовкой - правильно и безопасно держаться на «колбасе» трамвая, - одно спичкой разжечь костер на рыбалке, высушив на всякий случай , если чуть отсырела, потерев её о волосы, - делать потайную рогатку из проволоки и пульки и из какой проволоки , чтобы летели далеко, которыми так хорошо «тушить» надутые шарики у демонстрантов, но которые бы не рвали собственных карманов. - проходить зайцем на детский утренник в кино на второй его сеанс , проникнув через выходные двери при выпуске с первого сеанса, или мимо контролёра, чтобы на выданный мамой на кино рубль потом купить в самом кино эскимо. - вырезать пропеллер из консервной банки, , набить две иглы на пустую катушку, поставить катушку на гвоздь , держа его в руке и движением крутануть катушку с заранее намотанной бечёвкой и запустить винт до 2го или третьего этажа выиграв спор на эскимо с проигравшим.. Нынешние не знают, что такое война с соседним двором, и " погулять " , значит выйти из дома с карманами набитыми камнями и с крышкой от бака соседки для кипячения белья и она не знает об этом , т.к. на работе, но зато это какой щит, а во дворе в дровах спрятана дохлая кошка , как самое суровое оружие при отступлении , ею можно размахнувшись бросить в противника из соседнего двора, затормозить его и хвост её не оторвётся , так как это проверено. Нынешние не познают то удивление, когда вместо примуса или керосинки на коммунальной кухне на газовой плите можно легко зажечь газ, как это здорово паровое отопление и дырка для в полу для проводки его труб через которую можно переговариваться с Витькой с первого этажа об уроках. Нынешние не знают: - как взрывать ключи с набитыми в них дома серой от спичек и с уже вставленным в ключ гвоздём соединенным с ключом бечёвкой, чтобы получить наибольший грохот от удара всем этим об стену - как запускать дымовуху из плёнки диафильма - как мотать вариометр детекторного приёмника с первыми попытками придумки для себя и облегчение для усовершенствования этого занудливого процесса. . - как сделать самому самокат из досок с шарикоподшипниками, который в движении грохотом пугает прохожих. - как лучше всего лезть к приятелю по водосточной трубе на второй этаж , который наказан, заперт и оставлен родителями дома с запретом выходить во двор , но у него конструктор и можно на батарейках собрать говорящий телефон. - как заправлять фитиль в керосинку и иглой чистить примус при засоре форсунки, и как править двуручную пилу которой с матерями пилили дрова, и как выбирать дрова на дровяном складе, никакого парового отопления в Ленинграде тогда не было , а были печи и никакого газа. - как вкусно пахнет керосиновая лавка ,куда с бидоном- керосинкой отправляет мама за керосином, и там через воронку тётка литровым ковшом заливала керосин , пока сам с интересом рассматриваешь всего так много интересного в этой лавке. Нынешние не знают : - что такое прописи , стальные перья №86, №11 и запрещённая в школе " уточка". - что значит эти проклятые задачки 6го класса с бассейнами, в которых из труб втекает и одновременно вытекает вода, которые решают все инженера в квартире с непонятными ещё тогда для меня иксами и игреками на логарифмических линейках несколько часов, а ответ с ответом в конце задачника всё не совпадает. - что такое делать уроки на клеёнке, скатерть только накануне прихода гостей, ибо иначе купить после войны её было дорого,слушая одновременно по радиотарелке " Театр у микрофона",..и ли футбол с комментатором Синявским. - что такое часов в пять утра идти с мамой на Сенную площадь , чтобы первыми дождаться машины эстонцев , которые привезут для продажи махровые и такие красивые новогодние , густые по хвое ёлки и потом эту красавицу тащить домой привязав к санкам по сонным улицам , и оставить в коридоре коммуналки в ведре , чтобы не осыпалась до Нового года и до её наряда , видя удивлённые взгляды зависти соседей с ахами - « Какая красавица!». - как спаять из лампочек карманного фонарика гирлянду, покрасив лампочки маминым лаком, синькой, гуашью, и повесить её среди настоящих маленьких свечек на прижимах на лапах хвои и что значит эта гирлянда своим разноцветием на новогодней ёлке, и запах горящих новогодних, разноцветных свечей, среди повешенных конфет, обёрнутых в фольгу грецких орехов, мандаринов. - как правильно штопать и вышивать гладью, крестиком платочки маме к 8му марта, делать мережку под ришелье, домоведение было тогда даже в начальных классах мужских школ, и мы были способны сделать табурет , скворечник и совок из металла раскроив лист жести на каких приспособах , этому учили на уроках труда уже в 4-м классе. - как крепить коньки "снегурки " на ботинки на карандашах, и скользить на них прицепившись крюком за грузовик. - как сделать из бумаги гармошку, плетёнку, птичку со сложным клювом , не журавлика, которая из окна школы летит очень далеко ибо надо знать ,как подогнуть крылья для дальнего её полёта. Мы были неуёмно любознательными и пробовали себя во всём. Мы в пионерлагерях подстёгивали к барабану пружинку для лучшего отскока барабанных палочек и дроби удара , убегали с тихого часа пройдя по крепёжной балке из окна 2го этажа спального корпуса до пожарной лестнице, чтобы вместо тихого часа сидеть в зоопарке пионерлагеря в большой будке с овчаркой , которая тебя любит ибо ты уже за смену подкормил её не съеденными котлетами и хлебом из столовой, и ты для неё друг. Моё поколение помнит: - сводки Информбюро войне в Корее на страничках « Пионерской правды» и «Ленинских искр» с описанием разрывов бомб биологического оружия- фарфоровых , после падения и разрушения которых разбегались мыши, крысы, пауки , или разлетались заражённые мухи. Об этом писали. - как обычно перед 8-м марта... днём... по радио особые позывные и извещение голосом Левитана - « Работают все радиостанции Советского Союза....» С 8го марта снизить цену: - помнит и сводки о состоянии болезни Сталина , и срочные линейки в школах в день его смерти в Актовых залах с его портретами украшенными хвоей , с красными и чёрными лентами , и заплаканных учительниц, и суровые лица завуча и директора школы. - помнит и морозное , солнечное утро 5го марта 1953го и толпы людей на улицах и на мостах через Неву...и в 12 дня , минутный рёв всех заводских гудков над городом и клаксонов машин , и звонки трамваев.... и одновременно залпы с Петропавловки... прощание со Сталиным .и застывший , обездвиженный транспорт ... трамваи, автобусы, машины, троллейбусы. - помнит смену портретов над школьной доской сразу после смерти Сталина на портрет Булганина, потом Маленкова, потом Хрущёва. А летом срочное построение в июне лагерной линейки и объявление директором лагеря о предателе и агенте мусавитской разведки Берии ,о его расстреле и необходимости каждому кто натолкнётся на его портрет вымарать его чернилами или тушью, будь то газета или книга. Мы росли с диафильмами, и без мультиков, кроме передач ТВ по воскресеньям « Пионерия»...на крохотном экране , как у КВН-49, с линзой даже на модном и очень дорогом по тем временам « Ленинграде –Т2», который был единственным на всю нашу коммунальную квартиру у ответственного квартиросъёмщика и на просмотр которой нас , ребятишек, приглашала его жена по воскресеньям. Наших младших братишек и сестрёнок мы помогали мамам мыть в жестяной, детской ванночке поставленной на табурет в комнате,или тащить мокрое бельё на чердак для сушки. Наше поколение провожало своих учителей на освоение целинных земель в Казахстан, как героев. Помню , что заорал на весь класс И заорали все ....и математик растерялся, а я выскочил из класса и бежал по коридору школы и ногами бил в двери и орал, орал , орал и на всю школу... Мне и моим однокашникам повезло : Нам открылась литература «Серебряного века», Зинаида Гиппиус, Бальмонт, Северянин, Мережковский, другие.. о которых мы и не слышали. Нам повезло в соревновании быть самыми начитанными , следить за новинками в литературе, по двое или трое суток стоять в очередь на подписку на « Иностранную литературу» у почтового отделения, включая ночь, чтобы быть в классе самым- самым. В нашу жизнь в 60х ворвалась оттепель, открыв Солженицына с его « Один день ИванаДенисыча», «Живаго» Пастернака, Мандельштама, Гроссмана,, Некрасова, Кузнецова, нам удалось на расстоянии руки видеть молодых Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского,слушать запрещённые песни Высоцкого, передачи по «Голосу Америки» с Робертом Конквистом и « Большим террором» про ГУЛАГ, передачи Севы Новгородского по БиБИ СИ , и мы переделывали радиоприёмники, Моему поколению повезло , что не познали войну, не потеряли на афганской, чеченской своих детей, любили, творили, строили планы, были уверены в своём будущем, безбоязненно гуляли ночами с любимыми , пели пенсии Окуджавы, Винзбора, Кукина, бренькая иногда пусть и нескладно на гитаре. Повезло и в том , что смена технологий не оказалась непосильной и мы освоили новые её разновидности, и вся информационная среда стала для нас естественной для повседневной жизни. Повезло с воспитанием в себе сознания что тебе никто ничего не должен. И никаких снисхождений и соплей. Нам повезло даже в том, что на наших глазах разрушилась собственная страна, ибо не каждое поколение оказывается свидетелем исторических событий такой силы и не каждое поколение со временем приходит к пониманию что в потере собственной страны виновато оно само из-за легковерия в добренького, влюблённого в себя, но не в страну «дядю», а потом ещё одного, и оно получило мощную прививку от опрометчивости в выводах, выборе и решениях, людях в будущем. Все эти качества позволили выработать самое труднее – задавать прямые вопросы, ставя в тупик желающего схитрить или что-то для себя односторонне выгадать. Графика жизни мне позволила побыть в авиации, предоставила возможность закончить Мухинское училище , стать профессиональным художником , подняться на желаемую вершину в творчестве , оставив свою отметину в его истории, пройти и отказаться от административных высот во имя свободы художника, познать уважение среди сотрудников и коллег за наличие мастерства и объективность , позволила сторониться политики с её компромиссами с её решением вопросов в рамках возможного. Мне повезло с полным набором ощущений послевоенного мальчишеского детства. Нас было мало из того ...1944го в классе... и класс был маленький.16 человек. На наших глазах вершилась мировая история, приходили и уходили лидеры, осваивались земли и космос, исчезали государства, делались открытия, распалась наша страна , но не появилось отчуждение к ней , ибо хватило мужества винить в этом самих себя, свой инфантилизм, легковерие и глупость, а отношение к России стало более чутким, дорогим как к Родине и более бережным. Всем моим сверстникам повезло....Всему моему поколению.
© Copyright: Светлана Феттер, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|