Ли Бо (Ли Тай-бо, Ли Пу, Li Po, Li Bai, Li Bo, Li T'ai Po) (701-762) - величайший поэт древнего Китая, родившийся в пределах Тюркского каганата (на территории совр. Киргизии). Китайские биографы рисуют Ли Бо гениальным безумцем, черпающим свое вдохновение в винной чарке. Основные мотивы поэзии - воспевание вина, цветов, луны, дружбы, природы в целом. В 724 году создал общество "Шести бездельников из бамбуковой рощи", в 742-745 годах, занимая придворную синекуру, принадлежал к так называемой компании "Восемь бессмертных пьяниц".
Иллюстрация из книги:
Ли Бо, "Дух старины: Поэтический цикл.
Пер. и исслед.", сост. С.А. Торопцев, М., 2004
Именно в этот период в 744 году поэтом написано одно из самых известных стихотворений: ;;;; "Юэ ся ду чжо", "Под луной одиноко пью" (; -- пить вино, разливать вино). Оно несет на себе заметный отпечаток как философских идей даосизма, в частности, представлений о бессмертии человека, так и мягкого и свободного отношения этого учения к слову. С 738 года Ли Бо дружен с другим великим китайским поэтом, с Ду Фу (712-770). По некоторым источникам утонул в Янцзы близ Нанкина, где на утесах Цайшицзи был воздвигнут храм в его честь; по другим -- умер в доме Ли Ян-бина в Данду.
С помощью участников-китаеведов форума "Восточное полушарие" удалось глубже проникнуть в содержание этой жемчужины китайской поэзии, а также собрать несколько переводов первого из трех стансов стихотворения на русский язык, как профессиональных, так и любительских. Самым ранним переводом на русский язык на сегодняшний день считается стихотворение, написанное Венедиктом Николаевичем Мартом (Матвеевым) (1896-1937). Оно опубликовано в книге "Век перевода. Антология русского поэтического перевода XXI века" (составитель и автор предисловия Евгений Витковский) и на сайте "Век перевода" и размещено первым слева. Остальные переводы располагаются правее в порядке их обнаружения и приобщения.
Кроме того, для удобства синхронного (параллельного) чтения различных вариантов, они вынесены также на специальную фреймовую страницу, выполненную из двух окон, в каждом из которых можно открыть любой текст, сравнив его с оригинальным китайским образцом и подстрочником.
Там же представлены и варианты иноязычных (английских) переводов.
Около 30 переводов стихотворения "Под луной одиноко пью" (I станс) на английский, французский, испанский, итальянский голландский, чешский языки размещены на странице "Words,words,words" (поиск по имени Li Bai), откуда и позаимствованы некоторые английские переводы.
Это же стихотворение на японском языке с предпосланными переводу комментариями см. на странице "SakeLave".
переход на фреймовую страницу >>>
Втроём
(пер. Венедикта Марта)
Под луной одиноко пью
(пер. А.И. Гитовича)
Под луной одиноко пью
(пер. Бориса Мещерякова)
Подлунное вино лия...
(ададизованный пер.)
Пьяница под луной
(пер. А. Матвеева)
Один пью под Луной
(пер. Ирины Чудновой)
В одиночестве пью под луной
(пер. С.А. Торопцева)
Пью в одиночестве под светом луны
(пер. М.Р. Давлетбаева)
В одиночестве пью под луною
(перевод Л.Н.Меньшикова)
Между цветов - одинокий чайник вина
С пьяницей рядом близких нет никого
Поднял стакан, приглашаю выпить луну
Да еще тень - вот и будем теперь втроем
Жалко, луна совсем не умеет пить
Попусту тень повторяет движенья мои
Тень да луна стали товарищи мне
Чтоб разделить эту радость весенних ночей
Песню запел - улыбается мне луна
В танец пошел - пляшет со мною тень
Вместе теперь веселимся, пока хмельны
А как усну - разойдемся, расстанемся...
Странники в мире, навечно связаны мы
Встретимся вновь на бескрайней Звездной Реке.
Среди цветов вина кувшин,
Один наливаю себе.
Я поднял бокал, Луну пригласил
Нас двое и тень на стене.
С Луной как разделишь питьё?
Теней вкруг меня хоровод.
Близости тесной хвалу воздаём,
Вновь радость весны без забот.
Спою - и Луна закружит,
Спляшу ли - и тени вразбег.
Трезвы - всяк веселие другу дарит,
Захмелев, простимся навек.
Скитальцы без пут и родни
На Млечном сойдёмся пути.
Примечания.
1. Апология ададизованного перевода.
На момент написания этого стихотворения поэту исполнилось 43 или 44 года. Такой возраст для китайского литератора традиционно осознается как преклонный (Эйдлин Л.З. К истории развития китайской литературы в III — XIII веках" // сб. "Изучение китайской литературы в СССР, М., 1973).
Зрелый человек глубже чувствует значение и ценность дружеских отношений и луна ; <yu;> становится для Ли Бо в значительной степени символом "бескорыстной, возвышенной и вечной дружбы, символом чистоты и верности". (Фишман О.Л., "Ли Бо. Жизнь и творчество", М., 1958). Заметим, что именно в этот год встретились и подружились Ли Бо и Ду Фу.
Обращаясь к Луне, где по китайской легенде растет душистое коричное дерево (кассия или кинамон), цветы которого в Китае являются одним из метонимов (метоним -- часть, описывающая более широкое целое) лунных лучей (комментарий С. А. Торопцева в книге: "Ли Бо. Дух старины: Поэтический цикл. Пер. и исслед., М., 2004.) лирический герой вдыхает идущий свыше аромат бессмертия и вечности. Ибо в философской лирике коричное дерево -- это и есть растение бессмертия (Кравцова М.Е., "Поэзия вечного просветления. Китайская лирика 2-й половины Y -- нач. YI в.", М., 2001).
И хотя в стихотворении присутствует лишь иероглиф "цветок" -- ; <hu;>, но нет иероглифов "ароматное коричное дерево" -- ;; <gu; xi;ng>, присутствие дурманящего запаха этого дерева, его коры и цветов явственно ощущается при сопоставлении графики иероглифов "аромат"; < xi;ng> и "весна" ; <ch;n> . При этом немаловажно, что центральные части этих иероглифов сходны по начертанию и с иероглифом "луна" ;.
Путем весны, луны и аромата мы переходим от цветов, только кажущихся безымянными, к кассии.
*Комментарий востоковеда: "Сопоставление здесь графики ;, ; и ; -- это уже совсем за уши. Если и есть какой-то намек, то не в этом. К тому же ;;; часто встречаются в стихах, и совсем не обязательно про корицу."
2. Переводы Ли Бо на украинский язык (пер. "Под луной одиноко пью" не представлен) -- http://ukrlib.com/LiBo.html
3. Дополнение от 22 июля 2006 г.
"...коричное дерево растет на луне, где тоскует в одиночестве лунная фея, тоже лишенная пары". Так пишет Илья Смирнов в книге своих переводов "Яшмовые ступени. Из китайской поэзии эпохи Мин", М., Наука, 1989, с. 47.
Таким образом, приглашая к себе Луну, герой приглашает в гости одновременно коричное дерево, справедливо рассчитывая, что если оно своей аурой помогает переносить одиночество фее, то поэт тем более (или не менее) способен воспринять этот целебный дух.
4. Временно не вынесена в эпиграф следующая строфа из стихотворения Бо Цзюйи "Могила Ли Бо" (пер. Л. Эйдлина), к которой пока не найдено подходящего комментария:
На свете поэтам предрешено
не знать в своей жизни счастья.
В сравнении даже с бедами их
Ли Бо обойден судьбой.
5. К вопросу о даосизме поэта.
"Так, в маошаньских текстах, особенно связанных с медитативной практикой «хранения Одного» (шоу и), настойчиво повторяется формула «три есть одно» (сань и е)..." "Велико было и влияние организованных школ даосизма на интеллектуальную и творческую элиту танской эпохи. Приведем один малоизвестный: пример: великий поэт Ли Бо (701—762 гг.) был посвященным членом школы Шан цин <Высшая чистота> (школа Маошань <-- гора к югу от современного Нанкина>), учение и терминология которой оставили значительный след в его стихах (см.: Кролл Р., 1986, с. 22—39. —Kroll P. W. Spreading Open the Barrier of Heaven.— .Asiatische Studien (Etudes Asiatiques), vol. 40, 1986, No. 1." (из работы Евгения Алексеевича Торчинова "Даосизм".)
См также: "Of the several areas of Li Po scholarship still awaiting satisfactory study, perhaps none has been more consistently neglected than the great poet's Taoist connection." -- "Из всех областей изучения творчества Ли Бо, его эрудиции, образованности, все еще ждущих удовлетворительного изучения, возможно ничем так более последовательно не пренебрегли, как связью этого большого поэта с даосизмом." (Paul W. Kroll "Li Po’s Transcendent Diction".)
6. К вопросу о роли вина.
"См. очень интеpеснyю статью известного писателя Лy Синя (Лy Сю-ня) "Связь литеpатypы и нpавов в эпохи Вэй и Цзинь с
yпотpеблением снадобий и вина" в: Лy Сюнь цюань цзи (Полное собpание сочинений Лy Синя). Т. 3. Шанхай, 1938. С. 486-507. (из книги Тоpчинова Е. А. "Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. -- СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998. -- 384 с. (Orientalia).
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.