д, жаркент
Транспортное сообщение, начиная с 19 - века было весьмка разнообразным.
В 19-в первой половине 20 века Джаркент был связан с другими городами гужевым транспортом: в Верный, Каракол(Пржевальск) - почтовые перевозки. Жители ещё в 30-е-40-е годы чаще ездили на лошадях или осликах, запряжённых в телегу. Ходили, бывало и пешком. Автотранспорт появился в 20-е годы это было в то время весьма редкое явление. Но после Великой Отечественной войны движение стало чуть более интенсивным. Если кому-либо необходимо было отправиться в Сары-Озек или Алма-Ату, то договаривались с водителями,- добирались в крытых и открытых кузовах грузовых машин, счастливчикам доставалось "коронное место" в кабинке рядом с водителем. Постоянное автобусное сообщение с Алма-Атой и Талды-Курганом началось приблизительно в 1957 году. Автовокзал в Джаркенте находился недалеко от въезда в город, на пересечении улиц Алма-Атинской (ныне Жибек-Жолы) и Пролетарской (Ч.Валиханова), неподалёку от противочумной станции. Затем автовокзал приблизительно в 1962-1963 году перенесли ближе к Автовнештрансу, там, где он находится и сейчас (пересечение улиц Алма-Атинская (Жибек Жолы)- Московская ( Жансугурова ).
Стоимость автобусного билета - 5 рублей 40 копеек. Но здание автовокзала в то время было ещё старое. Новое построили гораздо позже. Отъезжающих провожали и встречали всей семьёй. Из Алма-Аты привозили в качестве подарков бублики-баранки, нанизанными на верёвочку и одетые на шею как ожерелье. :-)) :-)) Аэроперевозки с Джаркентом были установлены уже в 1927 году, так же, как и воздушные сообщения, и с Москвой, и с рядом других городов Союза. - Так стремительно тогда развивалась авиационная промышленность молодого советского государства. Аэроперевозки в Джаркент сначала, в отличие от постоянных Алма-Атинских, совершались по мере необходимости. Для этого заказывался самолёт из Алма-Аты \в недавнем прошлом, г. Верный\. Курсировали " кукурузники" и другие самолёты. В середине 60-х наряду с "кукурузниками" (1 час полёта) ввели чехословацкие "Моравы" (на 4 пассажира) - 3 рейса из Алма-Аты в Панфилов и обратно.- 12 + 12 пассажиров в день.- 40 минут полёта Стоимость билета 8 рублей. Столько же стоило такси от Алма-Аты (7 часов пути). В Китай деловые перевозки, главным образом, совершались от Автовнештранса. (Кульджа-Урумчи).
Из Китая привозили очень высококачественные товары. По праздникам приезжали китайские делегации, главным образом, пограничники. В офицерском клубе в в\части, устраивались торжественные собрания и концерты. Торжественно вучали гимны Советского Союза и Китая, а также взаимные дружеские приветствия. В конце 50-х песен "Москва-Пекин" практически не было слышно... Появились беженцы, которые пересекали границу по несколько сотен человек в день. Их встречали в Хоргосе и Пиджиме, затем проводили санитарную обработку одежды. Городская баня была к услугам прибывших. Те болезни, о которых в СССР забыли, вдруг объявились в пограничном городе. Был даже случай, когда мед.сестра, ухаживающая за одним из больных, заразилась чёрной оспой. Всем жителям Панфилова - от мала до велика - делали прививки от оспы, брюшного тифа и т.д..
Гостям предоставляли землю, помогали обустраиваться, выделялись и средства для строительства домов. Среди мигрантов были и замечательные тибетские целители. Один из них лечил всех желающих в Коктале, слава о нём пошла по всему СССР. :-)) Практически по улицам Панфилова. не прилегающим к центральной магистрали транспорт не ходил. Если один раз в месяц пройдёт грузовая машина, вся окрестная детвора с радостными криками начинает выбегать на дорогу и сопровождает машину, которая оставляет за собой клубы пыли. Асфальта тогда не было. Лёссовая пыль поднималась в воздух и, поскольку ветра почти никогда не было, висела очень долго, постепенно смещаясь к тополям. А те росли вдоль улиц в два ряда.
Арыки тоже были проложены в один-два ряда вдоль каждой стороны улиц. Чистая горная вода журчала день и ночь, услаждая слух. По вечерам землю около домов увлажняли водой, чтобы быстрее наступила прохлада после знойного дня. :-)) :-)) Самолёты в 50-е можно было увидеть раз в год. Дети выскакивали на улицу, махали руками и восторженно кричали: "Аэроплан, аэроплан! посади меня в карман..."
:-)) ) Внутригородского автобусного движения в те годы в Панфилове ещё не было. Почти все жители ездили на велосипедах или на осликах и конях, реже на верблюдах. Первые городские автобусы появились в 1962-1963гг. Был введён один (возможно два) маршрута.- Один маршрут: Рынок-ул.Пролетарская-ул.Р.Трофимовой до МТС. Второй, если он был, то где-то ниже базара до кукурузного завода. Кукурузный завод был построен практически в это же время.
В конце 19 - начале 20 века по Или курсировали один или два парохода: "Колпаковский" и " ? " построенные на средства Вали Юлдашева и генерала Колпаковского. Но река Или не приспособлена для судоходства... В результате предприниматели потерпели большие убытки. Сейчас в небо взмывают дельтапланы. А дети, как всегда, мечтают полетать на воздушных шариках!!!
Съёмка с дрона. Жаркент. (из интернета). https://ok.ru/video/296423916808
04:51
Вспомнить пивзавод и совхоз 2-ы героя соцтруда Головацкого, 178 полк прикрытия гос границы, погранотряд, заставы "Интал", "Смирновка"," им. героя СССР Онопко"...
Спасибо. Смотрела очень внимательно, но знакомых мест не увидела, а очень хотелось Совсем не осталось тополей? Может, это не Жаркент?
Действительно, не похож. Материал вместе со съёмкой Жаркента я брала месяц назад из статьи # Джунгарский Алатау в июле # Сейчас её сократили. Вот нашла ещё Юго-восток Казахстана: каким его видят птицы... Часть II (73фото)
Съёмка с дрона. Жаркент.
youtube.com
13 мар 20176137 просмотров
Жаркент. Дрон,квадракоптер,жаркент,панфилов
https://youtu.be/0hCJKwRzFV4может быть, они сначала включили видео из других путешествий?
YouTube
Смотрите любимые видео, слушайте любимые песни, загружайте собственные ролики и делитесь ими с друзьями, близкими и целым миром.
youtube.com
Ещё первоначальная статья со снимками была именно о юго-востоке Казахстана, и границе с Китаем. Горная система Джунгарского Алатау расположена на юго-востоке Казахстана и является трансграничной - большая ее часть находится на территории Китая. http://35photo.ru/photos_series/424/424625.jpg Горная система Джунгарского Алатау расположена на юго-востоке Казахстана и является трансграничной - большая ее часть находится на территории Китая. http://35photo.ru/photos_series/424/424627.jpg
Сегодня этот регион считается малонаселенным, а в советские времена, когда не дружили с Китаем - был вообще закрытым. http://35photo.ru/photos_series/424/424628.jpg
Горы здесь очень красивые, а природа совершенно дикая и нетронутая. http://35photo.ru/photos_series/424/424629.jpg
Озера Казанколь и Малый Казанколь образовались во время палеоземлетрясения, когда в долину реки обрушилась целая горная вершина. Особенность этого места в том, что линия государственной границы между Казахстаном и Китаем проходит строго посередине большого водоема. Т.е. его левый берег - это уже КНР. Малый Казанколь тоже китайский. http://35photo.ru/photos_series/424/424630.jpg
Альпийские маки (лат. Papaver alpinum) встречаются на высотах более 3000 метров над уровнем моря..
За все время исследований этого региона здесь побывали всего лишь две научные географические экспедиции.
За все время исследований этого региона здесь побывали всего лишь две научные географические экспедиции.
"Капкан" - одно из самых крупных моренных озер в Джунгарии. Его объем сегодня превышает 2,5 млн. кубометров.
"Капкан" - одно из самых крупных моренных озер в Джунгарии. Его объем сегодня превышает 2,5 млн. кубометров.
А это ледниковое озеро переполнилось. Перемычка, состоящая из гранитных окатышей и льда - очень слабая. В случае прорыва водоема в расположенную ниже долину сойдет мощный селевой поток. Подобные явления происходят примерно один раз в 30 лет.
А это ледниковое озеро переполнилось. Перемычка, состоящая из гранитных окатышей и льда - очень слабая. В случае прорыва водоема в расположенную ниже долину сойдет мощный селевой поток. Подобные явления происходят примерно один раз в 30 лет.
А вообще, в Джунгарском Алатау огромное количество озер, и все они очень красивые.
А вообще, в Джунгарском Алатау огромное количество озер, и все они очень красивые.
Озеро Бесколь, также трансграничное. Горы сразу за водоемом - это уже Китай.
Озеро Бесколь, также трансграничное. Горы сразу за водоемом - это уже Китай.
Альпийские маки (лат. Papaver alpinum) встречаются на высотах более 3000 метров над уровнем моря..
http://35photo.ru/photos_series/424/424631.jpg http://35photo.ru/photos_series/424/424632.jpg и так далее, был изображён и самолёт, на котором проводилась экспедиция. А далее была съёмка с дрона. Может быть, они другое видео добавили...
Балхаш К
Что то некоторые моменты мрачно осветили. Моя мама училась в Алма-Ате и летала на чешских самолётах Морава в 60-е годы прошлого века. Автобусы были два вида КАВЗ( Курганский автомобильный завод) и ПАЗ (Павловский автомобильный завод)
Турсун Исламов
Это же Коктал
Спасибо всем за отзывы! !-:-)) :-)) :-)) И о Коктале , и о Панфилове только оптимистично. :-)) Об этом изложено выше.- Первый самолёт приземлился в Джаркенте в 1927 году!!! Когда только-только началось собственное авиастроение в СССР. Тогда же стали курсировать постоянные рейсы Алма-Ата-Москва, Алма-Ата -Адлер -Симферополь и т.д.. Различные марки самолётов в 20-30 годы прилетали (по необходимости) в Джаркент и другие пограничные аэропорты.. "Кукурузники" (после 1947г.), Морава" (с 1963- 1964г.) стали совершать постоянные пассажирские перевозки до 3-х рейсов в день- (в 8, 11, 14 часов из Алма-Аты)- и в 9, 12, 15 часов из Панфилова). Первый самолет городок Верный увидел 30 марта 1919 года.
В этот день произвел посадку самолет красвоенлета Александра Шаврова и механика Шеманюка, который выполнял перелет по маршруту Самара — Оренбург — Актюбинск — Бурное (Джамбульская обл.) - Верный - Гавриловка (Талды-Курган) и далее по горячим точкам Северного Семиреченского фронта. В очерке «История авиации Казахстана 1907 -1940 годы» об этом эпизоде рассказывается подробней.
Первый пробный рейс гражданского самолета был совершен в апреле 1924 года из Ташкента в Алма-Ату и обратно. Регулярное движение по этой единственной в Казахстане воздушной линии началось 11 июля 1924 года, на металлических машинах Ю-13. Примерно в это же время 12 апреля 1924 был официально утверждён , организованный ранее Джаркентский погранотряд. фильмы:
«Конец атамана» и др.
В 60-е годы моей родственнице посчастливилось прокатиться на тракторе!... Она прилетела из Алма-Аты на самолёте, с чемоданом вышла на проезжую дорогу и проголосовала! На проезжающем мимо тракторе хотела добраться хотя бы до автостанции, а оказалось, что можно и до самого дома, так как трактор следовал в усадьбу колхоза "40 лет Октября" по Советской (Головацкого) до улицы Северной и ещё севернее! Через час после вылета из столицы она была уже дома! https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bbb63c39edff9438a9ce8b1b16e249dd-l&n=13
Районный совет Осоавиахима в Жаркенте - с 1936 года после демобилизации - возглавлял Н.Н.Головацкий. И на этом участке за два года работы он добился заслуженного успеха, за что был награждён и получил благодарность. С 1938 года Н.Н.Головацкий председатель колхоза "Красный Восток", далее колхоза "40 лет Октября", где транспорт исчислялся в несколько сотен машин!!!
СЛАВНЫЙ СЫН ЖАРКЕНТСКОЙ ДОЛИНЫ – «Ж;рдем»
В советское время по всей обширной территории Советского Союза гремала слава крупного хозяйства Панфиловского района Казахской ССР – агрофирмы «40 лет Октября», которую возглавлял бессменный председатель, дважды...
zhardem.kz
https://ok.ru/video/6316231309
. С 1938 года Н.Н.Головацкий председатель колхоза "Красный Восток", далее колхоза "40 лет Октября", где транспорт исчислялся в несколько сотен машин!!! Одних только КАМАЗов было более 350, а ещё другие грузовые машины, тракторы, комбайны и т.д. (таблички с районными номерами машин, преимущественно: ШУ-.... или РЩ +4 цифры). В начале 60-х годов на южной окраине города был построен огромный кукурузный завод - самый большой в мире. Неподалёку находился пив.завод. Недалеко от местного аэропорта появились пруды, где стали разводить рыб (карпы и другие?), водоплавающую птицу. Колхоз -миллионер - самый лучший по всем параметрам, где воистину проявлялась забота о людях-тружениках. Песней Золотой Долины можно было назвать жизнь наших земляков в те годы! Счастливое детство подарено ДЕТЯМ волшебной Жаркенской долины, которые любили ходить на демонстрации с разноцветными воздушными шариками, а в обычные дни запускали в небо воздушных змеев, разнообразных по расцветке и конструкции. Некоторые из детей-романтиков стали лётчиками.
Кирпичный завод находился в долине реки Усёк на западной окраине города. А где находились когда-то Кожевенный и Табачный заводы-фабрики, созданные в начале 20 века? И как функционировало шелковичное производство, кто знает??? И что ещё было интересного создано в Д,Жаркенте-Панфилове???
Кочевой быт казахов.Дойка кобылицы.Пастух.Кочевой быт казахов."Снова девушка одна Возглавляет караван И ведет на поводу Тридцать наров - все желты! Сам таких не видел ты! Медь намордников - как жар, Шелк сученый - повода, А под ней самою нар - Краше всех, могуч и яр! А сама, сама она - Словно полная луна, Как серебряный сазан, Разыгравшийся в воде, Гнет она свой гибкий стан""Кыз-Жибек". Казахская народная лирико-эпическая поэма.В кочевом быту казахов аул представлял группу юрт, объединенную по хозяйственному и семейному признаку. Аул имел свои постоянные урочища для кочевки: к о к т е у - весеннее, ж а й л я у - летнее, к у з е у - осеннее и к с т а у - зимнее, где были выстроены деревянные и глиняные постройки.
Другие статьи в литературном дневнике: