***По отчету подполковника Ступина ,начальника уезда ,в Жаркенте в 1913 году было 8 (восемь) книжных лавок ,торговавших книгами и журналами на арабском и тюркском языках.Книжные лавки принадлежали Мирзе Мухаметову ,Абдулхараму Мухаметбаеву ,Касымжану Юлдашеву ,Абдрахману Мухамедиеву ,Мухамеджану Габдуллину ,Абдул-Гозару Камалетдинову,Ниязу Бакиеву и Абдукаюму Момунбаеву. Ныне сколько книжных лавок в Жаркенте ??? Наша история... 8 июня 1882 года управление почтовой частью Семиреченской области ставит вопрос о переводе Кульджинской почтовой конторы и телеграфной станции в Хоргос ,но принимается решение перевести в Жаркент,где планируется учредить его уездным центром. Почтовая контора располагается в доме крестьянина Рублева ,а телеграфная станция в доме Акулова ,уже 20 марта 1885 года почтовая контора и телеграфная станция переезжает в дом купца 2 гильдии Абрама Михайловича Финфера,так как он находится в самом центре Жаркента (возможно этот дом --помещение старой аптеки по ул.Ленина) ,достаточно комнат и подсобных помещений и главное --есть конюшня.Кстати ,первая телефонная связь появилась в Жаркенте в 1883 году ,был установлен "военный телефон " между станицей Барахудзиром (Голубевская ) ,ныне село Коктал с Жаркентом....Наша история... Согласно рапорта начальника Джаркентского уезда ,подполковника Ступина в 1912 году Семиреченскому областному правлению в доме у Вали бая Юлдашева хранился Муй-Мубарак ,что в переводе с персидского языка означает -благословенный или священный волос. Муй-Мубарак -- это волос из бороды пророка Мухамеда. В своем секретном докладе он сообщает ,что Юлдашев изредка представляет Муй-Мубарак своим гостям ,но денег за показ не берет.При Соборной мечети действовала Медресе-и Муй-Мубарак,было 4 класса ,обучались 190 мальчиков и она находилась по Меркинскому переулку. Доходы от караван-сарая и нескольких торговых лавок купца Юлдашева ,служили источником содержания этой мечети и медресе ,помимо пожертвований мусульман Джаркентского уезда. Наша история... В 1882 году купцы селения Барахудзир (село Коктал) Андрей Коновалов и Иван Акулов выделили 2500 рублей на строительство Церкви ,об этом пишет настоятель Михайло - Архангельской Барахудзирской церкви священник Иосиф Зелинский .1 августа 1887 года строительство завершено ,подрядчик ,купец Михаил Аликин в октябре 1887 года просит отправить в с.Барахудзир (уже ст.Голубевская )архитектора Родзевича для осмотра и приема объекта ,и 14 февраля 1888 года Акт свидетельствования подписан.Подписи поставили архитектор Родзевич ,протоирей Павел,станичный атаман ,хорунжий Жданов (?),казаки Герасим Еляшин ,Осип Винников ,Павел Каренов(?) и Василий Данилов....7 марта 1888 года дело о строительстве церкви сдано в Канцелярию областного правления ,г.Верный(Алматы)...... Людмила Жмылева (Радионова) ПИСЬМО ТУРЕЦКОГО ЛАЗУТЧИКА ВЕЛИКОМУ ХАЛИФУ В БАГДАД 1293 ГОД (письма Халифа, том 3, стр. 148): «Великое повеление Ваше исполнил. Пять лет жил в стране казаков на реке Двине, Юг-реке. Войско готовят, татар бьют каждую луну, знают древний секрет Тибета. В плену не живут, задерживают дыхание и умирают когда захотят. В лесах, болотах ходим, по рекам Юг, Пушмун (Пушма), тянем, ладьи в Мологу и в Итиль попадаем. Секут все Улусы. И этим путем обратно ладьи волокем. Мертвых и раненых не оставляют. Один может биться с десятью. Стрелы, наконечники литые, кольчугу, щит пробивают. Дротики кидают – шлем пробивают, ни один мимо не летит. Учат с малого, пока ходить может. В походной суме воск имеют. Им лошадям уши закладывают. С обрыва, с берега крутого их лошадь прыгает с хозяином и плывет. Конь их скачет 30 фарсахов в сутки. Проскакав, сразу садятся на второго коня и делают еще 30 фарсахов. Трое суток скачут до Итиля. Нет у них хилых и больных. Стрела летит по ветру пол-форсаха (здесь, надо сказать, лазутчик преувеличил или ошибся переписчик, фарсах равен 6 милям, это путь коня рысью примерно за час). Их нравы просты, женятся без церемоний, казачки их верны. С инородцем жить не будет, умертвит себя. А с казаком будет жить, кого полюбит. Атаманы и старосты их жестки. С разных становищ они собираются быстро, между становищами ездят вестовые, в сутки могут выставить тьму (10 тысяч) воинов, при каждом копье, сабля, кинжал, 10 дротиков, 100 стрел, 2 аркана. С каждым воином 3 коня, от него не отстают. Без аркана в поход не идут. В стане есть кузницы, мельницы. Золото у одного казака на всех. Воинами становятся с 16-ти лет. В пище скромны, спят открыто и в шатрах во время походов. Жилище их из бревен. Великий наш господин, передаю вам это с торговцем хивинцем, Вами посланным. Нам надо замириться с этим народом, на службу взять и тогда Ваша звезда – юлдуз засияет над Вечерними странами и странами утренними. Их победить нельзя, убить можно. Али Беи Насыров». http://library.kazachiy-hutor.ru/stati/istoricheskie-..
© Copyright: Галина Черонова, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|