Страницы истории Минавиапрома СССР

Галина Черонова: литературный дневник


http://mapsssr.ru/dvflot.html


Copyright © 2011-2013 www.mapssr.ru
ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (День Авиации), ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА


В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:


1 мая 1918 г. - первый военный и авиационный парад в РСФСР.
1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
Сохранилась картина неизвестного художника, посвящённая этому событию (спасибо Марку Кожура).




Copyright © 2011-2013 www.mapssr.ru
ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (День Авиации), ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА


В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:


1 мая 1918 г. - первый военный и авиационный парад в РСФСР.
1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
Сохранилась картина неизвестного художника, посвящённая этому событию (спасибо Марку Кожура).




Copyright © 2011-2013 www.mapssr.ru
ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (День Авиации), ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА


В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:


1 мая 1918 г. - первый военный и авиационный парад в РСФСР.
1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
Сохранилась картина неизвестного художника, посвящённая этому событию (спасибо Марку Кожура).


10 ноября 1917 года по указанию В.И.Ленина при Военно-революционном комитете образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (председатель А.В. Можаев), приступившие к подбору и учёту авиационных кадров и организации сбора, учёта и охраны авиационного имущества, оставшегося от старого режима.
Бюро комиссаров было первым революционным органом строительства советского воздушного флота и авиационной промышленности.
20 декабря 1917 года была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики (председатель К.В. Акашев) . Коллегия объединяла все отрасли авиации и воздухоплавания, осуществляла руководство авиационными предприятиями.
Приказом Наркомвоена No.385 от 24 мая 1918 г. по указанию В.И.Ленина учреждается Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот) (начальник К.В. Акашев), которое руководит военными воздушными силами страны и ремонтными авиационными предприятиями.
По данным учёта, в сентябре 1918-го в авиаотрядах Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ) числилось 266 исправных и 59 неисправных аэропланов. Кроме того, на центральных складах и в авиапарках находилось 169 исправных машин. Таким образом, без учета авиазаводов и летных школ Красный Воздушный флот располагал 435 боеготовыми самолетами.
1 декабря 1918 года В.И.Ленин поддерживает инициативу Н.Е.Жуковского и его ученика А.Н.Туполева о создании Центрального аэрогидродинамического института - знаменитого впоследствии ЦАГИ, возглавившего в стране авиационную науку. В 1919 г. организован Московский авиационный техникум, который в 1920 г. реорганизован в институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 г на базе этого института создана Академия Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского).
Длинный коридор дома 22 Отделка коридора д. 22 деревянными панелями Обивка дермантином дверей кабинетов д. 22 Старый дубовый паркет д. 22 Ресторан "Капри" в помещении бывшей столовой МАП.
Длинный коридор дома 22 Отделка коридора д. 22 деревянными панелями Обивка дермантином дверей кабинетов д. 22 Старый дубовый паркет д. 22 Ресторан "Капри" в помещении бывшей столовой МАП.
Архитектор Фридман, Даниил Фёдорович -автор проекта зданий Метростроя - Минавиапрома СССР (1887-1950)
Архитектор Фридман, Даниил Фёдорович -автор проекта зданий Метростроя - Минавиапрома СССР (1887-1950)
Административные здания были построены в 30-е годы по проекту известного советского архитектора Д.Ф. Фридмана по плану прокладки Новокировского (Ново-мясницкого) проспекта, который должен был пройти параллельно Кировской (Мясницкой) улице. Сам Новокировский проспект был проложен значительно позже, только в 80-е годы, поэтому здания Минавиапрома СССР имели адрес - Уланский переулок дом 16 и дом 22.
Изначально, эти здания проектировались и строились для Управления Метростроем (Дом Метро), причём левое здание (дом 16) предназначалось для администрации, а правое (дом 22) - для общежития и гостиницы Метростроя. Этим объясняется наличие на фасаде дома 16 фигур метростроевцев (мужчин и женщин) в касках, с отбойными молотками и лопатами, а на башенке вверху проекта 1934 года - больших букв МЕТРО.


Автор проекта - архитектор Д.Ф. Фридман часто строил здания для Метростроя. До настоящего времени хорошо сохранилось его здание электро-подстанции метро на ул. Герцена (1935 год), также имеющее барельефы с фигурами метростроевцев.


Эти фигуры (метростроевцев) украшали главное здание Минавиапрома СССР (дом 16) вплоть до 1984 года, когда по причине их ветхости и заметного разрушения, их демонтировали со своих мест, оставив только постаменты, облицованные тёмно-коричневым гранитом.
Здания МАП СССР на схеме улиц Москвы 1989 год
Здания МАП СССР на схеме улиц Москвы 1989 год
Проект архитектора Д.Ф. Фридмана 1934 год (рисунок)
Проект архитектора Д.Ф. Фридмана 1934 год (рисунок)
Здание Метростроя, завершение строительства 1936 г.
Здание Метростроя, завершение строительства 1936 г.
Главное здание МАП СССР (дом 16) 1 мая 1991 г.
Главное здание МАП СССР (дом 16) 1 мая 1991 г.
Построенные в 1936 году здания Метростроя приглянулись вновь назначенному Наркому оборонной промышленности М. М. Кагановичу (старшему брату шефа московского метро Лазаря Кагановича). Он внес в правительство предложение передать их Наркомату оборонной промышленности (НКОП), что и было принято.
Как вспоминал бывший зам.наркома А.И. Шокин, с начала 1937 года в новостройках были произведены серьёзные работы по перепланировке и приспособлению зданий под нужды НКОП, в этот период был отделан мрамором главный вестибюль, построена беломраморная парадная лестница и перестроен третий этаж под кабинеты Наркома и его заместителей.
При разделении НКОП на четыре оборонных наркомата: авиационной и судостроительной промышленности, вооружения и боеприпасов, 11 января 1939 года, бывший Нарком оборонной промышленности М.М. Каганович был назначен Наркомом авиационной промышленности..
По решению правительства все здания НКОП переходили в ведение Наркомата авиационной промышленности.


С этого времени (1939 год) и по 1992 год в зданиях архитектора Д. Ф. Фридмана по Уланскому переулку размещалось Министерство (Наркомат) авиационной промышленности СССР.
В 1986-1988 годах была возведена пристройка к дому 22, выходящая фасадом на Садовое кольцо.
Проект этой пристройки был разработан институтом Моспроект-2 (мастерская №2) и ГСПИ-10, главный архитектор проекта Е.Г. Кокорев, проект повторял общий стиль здания Д.Ф. Фридмана.


Здание содержало уникальный машинный зал Главного вычислительного центра авиапрома (верхний этаж
здания с инженерными и вычислительными системами), сертифицированный по самому высокому уровню защиты, для обработки "закрытой" информации предприятий авиационной промышленности - своего рода
МОЗГ отрасли.


После завершения строительства пристройки к дому 22 (дом 26) весь ансамбль административных зданий архитектора Д.Ф. Фридмана приобрёл законченный вид со стороны Новокировского проспекта и со стороны Садового кольца.


В этой пристройке (и доме 24) до 1992 года размещался отраслевой НИИ Экономики, планирования и управления авиационной промышленности МАП СССР (НИИ Экономики, начальник А.С. Исаев) численностью около 650 человек.


НИИ Экономики активно участвовал в создании ОК МКС "Буран", он обеспечивал подготовку и анализ технико-экономических обоснований, математическое моделирование и вероятностный анализ хода работ по теме 11Ф35 (ОК "Буран"), сроков их выполнения и необходимого финансового и материального обеспечения.


Вычислительный центр и аналитические подразделения института (Топоров Б.П., Чистов В.К., Цапкин А.Б., Шлапаков А.Б., Вигуро М.Г., Демух В.И., Серов В.И. и другие сотрудники) оперативно выполняли машинную обработку и контроль выполнения сетевых графиков по теме "Буран", обрабатывали информацию от предприятий - кооперантов о выполнении установленных локальных сроков работ по теме "Буран", готовили аналитические справки о ходе выполнения работ предприятиями отрасли.
Интересно, что комплекс зданий Минавиапрома СССР (здания Метростроя), как и здание Центросоюза (архитектор Ле Карбюзье), были построены главными фасадами в переулок, на несуществовавший тогда Новокировский проспект, который был проложен только 1985 году (ныне проспект Академика Сахарова).
Численность партийной организации Министерства в 1985 году составляла 1048 членов КПСС. Возрастной состав членов КПСС аппарата Министерства на 01.01.1986 г.:
26 - 30 лет - 24 чел.
31 - 40 лет - 201 чел.
41 - 50 лет - 310 чел.
51 - 60 лет - 299 чел.
более 60 лет - 214 чел.
Освобождёнными секретарями Партийного комитета Министерства в разные годы были:
Борисов И.В. (в 1968 - 1972 г.г.), Павлов Д.Ф. (в 1974 - 1978 г.г.), Лукьянов А.Ф. (в 1980 - 1984 г.г.),
Дроздов В.А. (в 1984 - 1988 г.г.), Мякошин Н.И. (в 1988 - 1991 г.г.).





В соответствии с Указом Президента СССР от 24 августа 1991 г. «О прекращении деятельности политических
партий в государственном аппарате» деятельность парторганизации КПСС в аппарате Министерства была
прекращена. Учётные карточки были выданы на руки членам КПСС 29 августа 1991 г.


После запрещения в 1991 году деятельности КПСС, большое количество бывших членов КПСС аппарата Минавиапрома СССР в 1993 году создали территориальную партийную организацию КПРФ работников Минавиапрома.
Секретарём партбюро этой парторганизации КПРФ долгое время работал В.А. Чубаров, ранее работавший в Главном управлении материально-технического снабжения Министерства.
5. ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПСС АППАРАТА МИНАВИАПРОМА СССР.


Партийная организация аппарата Минавиапрома СССР имела следующую структуру:
1. Партийный комитет Министерства.
2. Комиссии при парткоме по направлениям деятельности Министерства.
3. Партийные бюро Главных управлений и Управлений.
4. Ревизионная комиссия.
5. Организационный отдел, сектор учёта.
Министерство авиационной промышленности СССР было ликвидировано в 1991 году с грубым нарушением действовавшей
в то время Конституции СССР.
Минавиапром СССР, образованный Верховным Советом СССР в 1946 из Наркомата авиапрома, был ликвидирован неконституционным органом - Госсоветом СССР, (созданным Законом СССР от 5 сентября 1991 г. № 2392-I), несмотря на то, что в то время ещё существовал Верховный Совет СССР (распущенный только в декабре 1991 года).


В соответствии с Постановлением Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года № ГС-13 "Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР" и Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 8 "Об организации работы в связи с ликвидацией министерств и других органов государственного управления СССР" Министерство авиационной промышленности СССР прекратило свою деятельность 1 декабря 1991 года и было ликвидировано к 26 декабря 1991 года.





Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года № 242 «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» имущество, финансовые средства, предприятия, организации и учреждения упразднённого Министерства авиационной промышленности СССР (и ещё 12 министерств и ведомств бывшего СССР) переданы в ведение Министерства промышленности РСФСР.
С 1992 года авиационная промышленность неоднократно переходила из рук в руки различных министерств, госкомитетов и других государственных органов.
В настоящее время (на 2013 год) российский авиапром находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ наряду с медицинской, химической, лёгкой и другими отраслями промышленности.


Количество чиновников федерального и регионального уровней, различных министерств, госкомитетов, федеральных служб, управлений и госкорпораций "кормящихся" при авиационной промышленности России не поддаётся исчислению и во много раз превышает тысячу человек, составлявших аппарат Минавиапрома СССР.


Дальнейшая судьба и само существование предприятий и организаций бывшего Минавиапрома СССР были различными.
В условиях отсутствия госзаказов большинство было брошено на произвол судьбы, многие были приватизированы и акционированы. Некоторые предприятия образовали более крупные объединения и корпорации. В результате этих процессов 1991-1995 годов целостная инфраструктура отрасли была разрушена, а научная составляющая сократилась до минимальных размеров. Некоторые, в том числе крупные авиационные предприятия, были перепрофилированы на выпуск продукции неавиационного назначения или вообще были ликвидированы.


В какой-то степени преемником Минавиапрома СССР является ОАО "Авиапром"
(Генеральный директор Кузнецов В. Д.), арендующее помещения на двух этажах старого
здания Минавиапрома СССР (Уланский пер. д. 22, вход со двора). Там работают некоторые бывшие
сотрудники аппарата Минавиапрома СССР.


Существует Совет ветеранов Минавиапрома СССР
(Региональная общественная организация пенсионеров-ветеранов войны и труда Авиапрома).
Председатель Совета ветеранов Самолюбов В.А. тел. (495) 607-52-56.
4. ЛИКВИДАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Вместе с основной производственной деятельностью, Минавиапром СССР выполнял значительный объем социальных программ: строительство жилья, больниц, санаториев, детских садов и других объектов социального назначения.
Строительство и ввод жилья для работников авиационной промышленности составило в 1983 году - 891 тыс. кв. метров, а в 1984 году - 1046,4 тыс. кв. метров (примерно, жильё одного небольшого города строилось каждый год).


Аппарат Минавиапрома СССР составляли опытные работники, переводимые, как правило, из предприятий авиапрома. Численность сотрудников аппарата Минавиапрома СССР в 1986 году составляла 1017 человек (без учёта ХОЗУ и автобазы).


В 1990-1991 годах в ведении Минавиапрома СССР находилось 242 предприятия, непосредственно занимавшихся разработкой и производством профильной продукции, в т.ч. около 30 НИИ, 80 ОКБ и 132 серийных завода.
Общая численность работавших в системе Минавиапрома СССР составляла около 1,5 млн. человек.
На завершающем этапе гражданской войны действующие заводы русской военной промышленности были выделены советским правительством в особую производственную группу, подчиненную Главному Управлению Военной промышленности (ГУВП) Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР. В состав ГУВП входили: Промвоенсовет, Центральное управление артиллерийских заводов и Главное управление объединенных авиационных заводов (Главкоавиа). По состоянию на 1 января 1921 г. ГУВП ВСНХ подчинялись 62 предприятия, на которых работало около 130 тыс. человек. Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. вся военная, в том числе авиационная, промышленность была передана в общесоюзное ведение.
Рост Воздушного флота СССР. Ворошилов К.Е. "Оборона СССР" (http://militera.lib.ru/science/voroshilov_ke/index.html)
До 1939 года государственное управление авиапромом отличалось частой передачей отрасли из одного ведомства в другое и реформированием структуры. Всё производство авиационной техники было сосредоточено в ОКБ, где разрабатывались и выпускались опытные образцы самолётов. Серийного производства самолётов практически не было, за исключением самолётов производимых по иностранным лицензиям (в том числе, DC-3 "Дакота").
В 1930 году отрасль содержала заводы: Авиастроительные - 7, Моторостроительные - 4, Ремонтные - 6, Подсобные - 5, Опытные - 3.
В разные годы авиационной отраслью руководили следующие государственные структуры:
1925 - 1930 Государственный трест авиационной промышленности - Авиатрест Главного управления металлургической промышленности ВСНХ.
1930 - 1934 Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ.
1934 - 1936 Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомтяжпрома.
1936 - 1939 Первое Главное управление (самолётное) Наркомата оборонной промышленности.
2. НАРКОМАТ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - МИНИСТЕРСТВО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР С МОМЕНТА СОЗДАНИЯ В 1939 ГОДУ ДО ЕГО ЛИКВИДАЦИИ В 1991 ГОДУ.
11 января 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Наркомата Оборонной промышленности СССР» было положено начало формирования в структуре управления советской экономикой специализированных военно-промышленных наркоматов, каждый из которых представлял собой целостный производственно-технологический комплекс по изготовлению соответствующих видов военной продукции.
Из Первого (самолётного) управления Наркомата оборонной промышленности СССР был образован Наркомат авиационной промышленности (НКАП) СССР, во главе которого поставлен М.М.Каганович.
В сформированный Наркомат Авиационной промышленности первоначально вошли: 86 заводов, 9 НИИ и КБ, 5 строительных трестов, 7 институтов и 15 техникумов.
В январе 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О работе Наркомата авиационной промышленности», направленное на скорейшую разработку новых образцов боевых самолетов и сокращение сроков перехода к их массовому производству. Количество авиационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций в системе НКАП увеличилось с 9 до 20.
10.01.1940 М.М. Каганович потерял свой высокий пост наркома и был назначен директором завода № 24 в Казани.
На посту наркома его сменил А.И. Шахурин, ушедший с этого поста только в 1946 г.
А.И. Шахурина не зря звали наркомом победы. За все военные годы в СССР было освоено и пущено в серийное производство (включая модернизацию) 25 новых типов самолетов, из них: истребителей - 10, бомбардировщиков - 8, транспортных - 4, штурмовиков - 2, учебных - 1.
В последние 3 года Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность давала фронту до 40 тыс. самолетов в год. Если с самого начала войны советская авиация в целом уступала немецкой по своим тактико-техническим данным, то в ходе войны достигла значительного количественного перевеса, завоевав тем самым полное господство в воздухе.
Из 80 тыс. самолетов, которые немцы построили за последние 3 года войны, 75 тыс. было уничтожено на советско-германском фронте.
В 1941-1945 гг. общее количество предприятий, входящих в систему НКАП увеличилось в полтора раза, общее количество рабочих и служащих - в 2 раза и т.д.


В состав советского авиационного комплекса входили 10 научно-исследовательских институтов, в том числе: ЦАГИ им.
Н.Е. Жуковского (основан в 1918 г.), ЦИАМ им. Баранова (основан в 1930 г.), НИИ Летных испытаний (основан в 1940 г.),
НИИ Самолетного оборудования, (основан в 1942 г.), НИИ Жидкостных и прямоточных реактивных двигателей (основан в
1944 г.). На 25 авиационных заводах были организованы конструкторские бюро, многие из которых известны по фамилиям
их главных конструкторов: Ильюшина, Петлякова, Туполева, Микояна и Гуревича, Поликарпова, Лавочкина.



По состоянию на 1 ноября 1944 г. персонал авиационных НИИ и КБ насчитывал 35,8 тыс. работников или 6,3% от утвержденного штатного расписания Наркомата авиационной промышленности.
Штурмовик Ил-2
Законом от 15 марта 1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» Наркоматы СССР были преобразованы в Министерства СССР, так появилось Министерство авиационной промышленности СССР, просуществовавшее вплоть до 1991 года.
Законом от 15 марта 1953 г. Министерство авиационной промышленности было включено в Минис-
терство оборонной промышленности СССР. Вновь образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1953 года.
В 1956 г. в системе Минавиапрома сосредоточивается 220 «кадровых» военных заводов.
По состоянию на 1.01.1962 г., общее количество работников авиационной промышленности, как отрасли общественного производства, составляло 1,2 млн. человек.
Выпуск летательных аппаратов (самолётов и вертолётов) различного назначения в период 1980 г. - 1990 г. достиг 560 - 640 в год. Причём, это были самолёты и вертолёты порой уникальной конструкции, не уступавшие лучшим образцам мировой авиационной техники.


Вершиной научно-технического прогресса в советской авиационной промышленности, явилось создание, совместно с предприятиями и организациями Минобщемаша СССР, орбитального корабля МКС «Буран» - космического летательного аппарата самолётного типа, совершившего успешный космический полёт и самолётную посадку 15 ноября 1988 года.
В разработке и изготовлении ОК "Буран" участвовало около 100 ОКБ, НИИ и 52 серийных завода Минавиапрома СССР.
В 1957 году на базе Минавиапрома СССР был образован Государственный Комитет Совета Министров СССР по авиационной технике (Председатель - Дементьев П.В.). В 1965 году Госкомитет СССР по авиационной технике был вновь преобразоран в Министерство авиационной промышленности СССР.
Закон от 15 марта 1946 г. Об образовании Министерств СССР
Закон от 15 марта 1946 г. Об образовании Министерств СССР
Указ от 24 августа 1953 г.
Указ от 24 августа 1953 г.
Пристройка к дому 22 МАП СССР (НИИ Экономики) - дом 26. (вид со сторогы Садового кольца). Фото Юрия Назарова для сайта mapsssr.ru
Пристройка к дому 22 МАП СССР (НИИ Экономики) - дом 26. (вид со сторогы Садового кольца). Фото Юрия Назарова для сайта mapsssr.ru
Архитектор Кокорев Евгений Георгиевич - автор проекта пристройки к дому 22 МАП СССР (дом 26)
Архитектор Кокорев Евгений Георгиевич - автор проекта пристройки к дому 22 МАП СССР (дом 26)
НИИ Экономики 2013 год
НИИ Экономики 2013 год
Плакат 1938 года
1. АВИАПРОМ ДО 1939 ГОДА.
Наркомат авиационной промышленности СССР
Министерство авиационной промышленности СССР


В 2009 году исполнилось 70 лет со дня создания Министерства авиационной промышленности СССР (ранее - Наркомата авиационной промышленности СССР). Но история Минавиапрома СССР, как органа государственного управления отраслью, началась значительно раньше.
К сожалению, в результате многочисленных перестроек и перепланировок, производимых новыми собственниками и арендаторами в зданиях 16 и 22 по Уланскому переулку, уже практически утрачены следы славной трудовой истории Министерства авиационной промышленности СССР.
Пройдёт ещё несколько лет и ничего более не будет напоминать о том, что в этих зданиях много лет, трудом нескольких поколений советских людей, создавались «КРЫЛЬЯ РОДИНЫ», обеспечившие нашу победу в Великой Отечественной войне и лидирующее положение советской авиации вплоть до 90-х годов.


Хочется надеяться, что все последующие арендаторы, собственники и прочие временщики будут уважать славную историю зданий Минавиапрома СССР по Уланскому переулку № 16 и № 22 и обеспечат сохранение общего исторического наследия нескольких поколений авиастроителей нашей Родины.


Поэтому уместно ставить вопрос об установлении на фасаде дома 16 (Уланский пер.), выходящего на просп. Академика Сахарова, мемориальной доски в память о Министерстве авиационной промышленности СССР и его решающем вкладе в создание лучших образцов отечественной авиационной техники.
(Авторы сайта предпринимали неудавшиеся попытки решить этот вопрос).
В настоящее время в здании Минавиапрома д.22 ещё угадываются следы прошлого: длинные узкие коридоры, отделанные деревянными панелями; двери кабинетов, обитые потрескавшимся «окаменевшим» дермантином и довоенный дубовый паркет, вытертый тысячами ног, людей проходивших через «славные стены» Министерства авиационной промышленности СССР.
В помещении бывшей столовой Министерства на первом этаже дома 22 открыт элитный (по ценам) ресторан "Капри". Неудачное и выпирающее крыльцо и козырёк ресторана, испортившие архитектурный облик здания, устроили прорубив вход прямо в окно бывшей столовой Министерства.



ИНТЕРЬЕРЫ ПОМЕЩЕНИЙ ДОМА 22 ПО УЛАНСКОМУ ПЕРЕУЛКУ (бывший Минавиапром СССР) 2010 год.
6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ МИНАВИАПРОМА СССР (Уланский переулок дом 16 и дом 22).
Секретарь Парткома МАП СССР Дроздов Валерий Анатольевич
Секретарь Парткома МАП СССР Дроздов Валерий Анатольевич


В 90-е годы, в результате жульнической приватизации и отсутствия госзаказа (т.е. отсутствия зарплаты сотрудникам) весь комплекс зданий НИИ Экономики Минавиапрома (дом 24 и дом 26 по Уланскому пер.) "за копейки" попал в собственность ЮКОСа (Ходорковский даже имел там свой кабинет), банков "Менатеп", "Траст" и впоследствии стал переходить из рук в руки различных коммерческих организаций, не имеющих отношения к авиационной промышленности (при попустительстве государства, которому принадлежали и принадлежат 38% акций НИИ Экономики).


А само ОАО "НИИ Экономики", которому принадлежали здания 24 и 26 по Уланскому переулку, собственники - акционеры переселили далеко на восток Москвы, за Третье транспортное кольцо (с оставшимся коллективом аж в 43 человека).
Проект Новокировского пр-та. Моспроект-2 (мастерская №2) Фигуры метростроевцев на фасаде дома 16, 1982 год Фасад дома 16, видны постаменты фигур метростроевцев, 2010 год Подстанция метро, ул. Герцена. Арх. Д.Ф. Фридман
Проект Новокировского пр-та. Моспроект-2 (мастерская №2) Фигуры метростроевцев на фасаде дома 16, 1982 год Фасад дома 16, видны постаменты фигур метростроевцев, 2010 год Подстанция метро, ул. Герцена. Арх. Д.Ф. Фридман
Остатки Минавиапрома СССР - ОАО "Авиапром" (фото 2010 г.)
Остатки Минавиапрома СССР - ОАО "Авиапром" (фото 2010 г.)
3. НАРКОМЫ И МИНИСТРЫ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич (1888-1941) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1939 - 1940 г.г.
ШАХУРИН Алексей Иванович (1904-1975) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1940 - 1946 г.г.
ХРУНИЧЕВ Михаил Васильевич (1901-1961) - Нарком (Министр) авиационной промышленности СССР в 1946 - 1953 г.г.
ДЕМЕНТЬЕВ Пётр Васильевич (1907-1977) - Министр авиационной промышленности СССР в 1953 - 1977 г.г.
(о династии Дементьевых - здесь) - Председатель Госкомитета СМ СССР по авиационной технике в 1957 - 1965 г.г.
КАЗАКОВ Василий Александрович (1916-1981) - Министр авиационной промышленности СССР в 1977 - 1981 г.г.
СИЛАЕВ Иван Степанович (1930- ) - Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 г.г.
СЫСЦОВ Аполлон Сергеевич (1929-2005) - Министр авиационной промышленности СССР в 1985 - 1991 г.г.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Личный архив автора сайта.
Шахурин А.И. «Крылья победы» М.Политиздат 1990.
Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html
М.Мухин. Эволюция системы управления советской оборонной промышленности. http://www.rkka.ru/analys/oboronka/oboronka.htm
Материалы Центрального музея ВВС http://www.monino.ru/index.sema?a=articles&pid=15&id=66
Материалы Центального государственного архива Советской армии (ЦГАСА) http://www.fidel-kastro.ru/avia/yakovlev/15.html
М.Хайрулин, В.Кондратьев "Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне" http://lib.rus.ec/b/131476/read
Чуйко В.М. "70 лет со дня создания Минавиапрома СССР" http://www.avia.ru/editor/?id=563
Шокин А.А. «Министр невероятной промышленности» http://www.kbpm.ru/Book/book.htm
Большая Советская Энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/75302/



















Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.04.2024. Страницы истории Минавиапрома СССР