***КАКИЕ БЫЛИ СТИПЕНДИИ В СССР И МОЖНО ЛИ БЫЛО НА НИХ ПРОЖИТЬ? Прошло всего несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, но были созданы все условия для учёбы и подготовки к будущих специалистов, которые в свою очередь, с полной серьёзностью и ответственностью стремились получить как можно больше знаний! Физической подготовке тоже уделялось много внимания. Во всех деталях переданы светлые веяния той недавней эпохи, когда студенты престижных ВУЗов имели возможность, хоть изредка посещать самые лучшие театры и даже рестораны столицы. Тогда в семьях всего Союза воспитывалось по несколько детей,- зачастую работал только отец,- мать по прямому своему назначению чаще занималась воспитанием потомства,- и, слово домохозяйка, звучало женственно и ласково... Конечно, многие представительницы прекрасного пола не хотели отставать от сильной половины человечества. Через десяток лет экономическая обстановка несколько поменялась, а всё новые и новые детские сады и почти всеобщее трудоустройство женщин - это не лучшее в семейном Кодексе. Воспитание детей, куда важнее, но таковы реалии. Большую часть столь важной задачи взяли на себя воспитатели и учителя. Какие достойнейшие научные и производственные кадры ковались во всех сферах деятельности нашего могучего государства, какие люди пришли на предприятия и в научные организации! Действительно, для подрастающего поколения - самое беззаботное время детства и юности! 1949-1959 В технических ВУЗАХ, где направленность была "на оборонку", стипендии были довольно приличными по тем временам. В остальных ВУЗах ниже, потому, если помощи из дому не было, совместить питание, учёбу и обеспечить себя всем необходимым, включая одежду, обувь и прочее, было весьма непросто. Но это были послевоенные годжы, когда даже в Англии (не пострадавшей так, как наша страна, производственные карточки были отменены лишь в 1957 году (капитализм). К слову сказать, в СССР карточная система исчерпала себя уже в 1947 году, преимущества социалистического строя). Не следует забывать о многочисленных детских домах, где воспитанникам тоже давалась возможность выжить и получить образование. Правда, большинсву предстояло продолжить учёбу в ПТУ, ремесленных училищах. Особо талантливые дети стремились продолжить учёбу по призванию. В то время дети, окончившие школу с золотой и серебряной медалью, принимались в ВУЗы без экзаменов, где зачастую учились на отлично, что давало возможность получать повышенную стипендию. - Не каждый студент был из богатой семьи. На какие-то деньги нужно было жить. Стипендия для студентов в наше время выглядит смешной. На эти деньги нельзя арендовать жилье и даже нормально покушать. А как было в советское время? Была ли повышенная стипендия и как её получали? В училищах-техникумах - 14 (140) - 16 (160) руб. ? Причём, ряде технических -средних и высших учебных заведений - учащихся и студентов обеспечивали фирменной одеждой. "В МАИ - 345 рублей (на 125 рублей больше, чем в обычных ВУЗах в связи с оборонным направлением специальных предметов). Повышенная стипендия на 25% больше.
Средняя стипендия студента обычно была от 35-50 рублей включительно. На эти, казалось бы небольшие деньги советский студент мог вполне достойно жить. Учебниками и прочими учебными материалами его обеспечивала кафедра, учебное заведение. А еще студенты обычно покупали 1 большую тетрадь, которая была универсальна для всех предметов. Я учился на физтехе (МФТИ) в 70-х годах. Действительно, стипендия на первых курсах была 40 рублей. Но её получали те, кто сдал без троек сессию, что далеко не всем удавалось. На старших курсах стипендия выросла и составляла 55 рублей. А повышенная - 75 рублей. Кроме того, на 5-6 курсе начиналась "база" - базовая кафедра. Это предприятие или НИИ, где проходится как бы дипломная практика. Нас там устраивали на ставку лаборанта. Это плюс 75 рублей. В некоторых институтах давали пол-ставки. Хорошими приработками студентов были стройотряды. В Подмосковье можно было заработать ~ 400 - 600 руб. за лето. Где-то подальше (например, Казахстан) ~ 1200 руб. Учитывая, что молодой специалист, становясь инженером, получал 110-120 руб. - это неплохая приработка. Теперь по ценам 70-х годов. Завтрак, обед, ужин в студенческой столовой ~ 1руб 50коп (т.е. день нормально питаться в столовой). Иногда давали талоны на питание от профсоюза (рублей на 45). Хлеб в те времена стоил: 13 коп. - обычный нарезной батон, 16 коп. буханка чёрного хлеба. Молоко: ~30 коп. за литр. 10 яиц - от 90 коп до 1 руб.30 коп. Колбаса варёная 2 руб 20 коп, любительская 2 руб.90 коп за 1 кг. По вкусу не сравнишь с теперешней (была вкусней). Мясо: баранина, свинина 1,90; говядина ~ 2 руб (с костями), 2,90 без костей. Куры - от 0,90 до 1,30 руб. Рыба от 40 коп. Бутылку вина можно было купить ~ 1 - 1,30. Бутылка водки (0,5) - 2,87. Шампанское 3,17. Коньяк 4,12. (В стоимость входила стоимость посуды, которую можно сдать). Проезд: метро, автобус - 5 коп, троллейбус - 4 коп, трамвай - 3 коп. Такси - 10 коп/км. Кому-то из студентов помогали родители. Кто-то жил с родителями. Некоторые ребята из общежития жёстко экономили. Особо хозяйственные студенты прихватывали мешочек картошки с поля (когда нас осенью посылали на картошку). Но в общем, на 40 рублей мы нормально могли жить, особенно когда ещё родители помогали. Даже иногда позволяли себе сходить в ресторан, типа "Арагви" в Москве. На 4,50 можно было там пообедать без шика но с вином. Бывало, на эту сумму обедали вчетвером в кафе попроще. Были студенты, которые после стройотрядов покупали в комиссионном магазине дорогие японские магнитофоны (~2000 руб). Советский магнитофон ~ 220 руб. Я учился на физтехе (МФТИ) в 70-х годах. Действительно, стипендия на первых курсах была 40 рублей. Но её получали те, кто сдал без троек сессию, что далеко не всем удавалось. На старших курсах стипендия выросла и составляла 55 рублей. А повышенная - 75 рублей. Кроме того, на 5-6 курсе начиналась "база" - базовая кафедра. Это предприятие или НИИ, где проходится как бы дипломная практика. Нас там устраивали на ставку лаборанта. Это плюс 75 рублей. В некоторых институтах давали пол-ставки. Хорошими приработками студентов были стройотряды. В Подмосковье можно было заработать ~ 400 - 600 руб. за лето. Где-то подальше (например, Казахстан) ~ 1200 руб. Учитывая, что молодой специалист, становясь инженером, получал 110-120 руб. - это неплохая приработка. Теперь по ценам 70-х годов. Завтрак, обед, ужин в студенческой столовой ~ 1руб 50коп (т.е. день нормально питаться в столовой). Иногда давали талоны на питание от профсоюза (рублей на 45). Хлеб в те времена стоил: 13 коп. - обычный нарезной батон, 16 коп. буханка чёрного хлеба. Молоко: ~30 коп. за литр. 10 яиц - от 90 коп до 1 руб.30 коп. Колбаса варёная 2 руб 20 коп, любительская 2 руб.90 коп за 1 кг. По вкусу не сравнишь с теперешней (была вкусней). Мясо: баранина, свинина 1,90; говядина ~ 2 руб (с костями), 2,90 без костей. Куры - от 0,90 до 1,30 руб. Рыба от 40 коп. Бутылку вина можно было купить ~ 1 - 1,30. Бутылка водки (0,5) - 2,87. Шампанское 3,17. Коньяк 4,12. (В стоимость входила стоимость посуды, которую можно сдать). Проезд: метро, автобус - 5 коп, троллейбус - 4 коп, трамвай - 3 коп. Такси - 10 коп/км. Кому-то из студентов помогали родители. Кто-то жил с родителями. Некоторые ребята из общежития жёстко экономили. Особо хозяйственные студенты прихватывали мешочек картошки с поля (когда нас осенью посылали на картошку). Но в общем, на 40 рублей мы нормально могли жить, особенно когда ещё родители помогали. Даже иногда позволяли себе сходить в ресторан, типа "Арагви" в Москве. На 4,50 можно было там пообедать без шика но с вином. Бывало, на эту сумму обедали вчетвером в кафе попроще. Были студенты, которые после стройотрядов покупали в комиссионном магазине дорогие японские магнитофоны (~2000 руб). Советский магнитофон ~ 220 руб. Грубо можно сравнить те цены с нынешними (2013 год), умножив их на 200 - 250. То есть, 40 рублей - это примерно 8000 - 10000 руб. нынешними В первой половине 70-х на первом курсе технического вуза типа МВТУ или МАИ стипендия составляла 35 рублей в месяц. Начиная со 2-го курса - 45. Во время выполнения дипломного проекта сумма могла доходить до 60 рублей в месяц. Платили и за обязательные практики. О подработках. Кафедры зазывали студентов для работы на полставки лаборантами, старшими лаборантами, техниками и старшими техниками. Отношение к таким работникам было гуманное, а коллеги охотно помогали в учёбе. Только в МЭИ и в МАИ в 70-х годах было по 25 тысяч студентов очной формы обучения. МВТУ, МФТИ СТАНКИН, МИСИС etc. Можно ещё добавить МВТУ, МИФИ, МГИМО, ВШПД... Но это всё равно будет незначительный процент от общего числа студентов в стране, получавших стипендию в 30-35 рублей. а) студентам высших учебных заведений на I - IV курсах - 40 рублей, на V - VI курсах и на IV курсе при 4-летнем сроке обучения - 45 рублей в месяц" http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7690.htm Производственное обучение школьников, о котором Вы говорите, существовало менее десяти лет и исчезло с падением Хрущёва, в середине 60-х. Тогда же произошёл отказ от одиннадцатилетнего обучения. Кстати, это привело к повышенному конкурсу в вузы из-за сдвоенного выпуска из школ в 65-66 году. Доцент к.ф.-м.н. получал до 320 рублей в месяц + рублей 70 - 80 за "науку". Профессор д.ф.-м.н. получал до 450 рублей в месяц + рублей 120 за "науку". Тот, кто хотел не торопясь для себя заниматься наукой или просто какой-нибудь рутиной на должности м.н.с. действительно зарабатывал мало. Ещё студенты активно пользовались профилакторием. Конечно не пошикуешь, но в сравнении с нынешним положением студенчества мы были королями. Питались студенты, в основном, не в буфетах или столовых, а в общежитиях. Многие сразу после получения стипендии запасались картошкой, пельменями, чаем и сахаром. Общая тетрадь в 96 листов стоила 48 копеек, а заправка стержня шариковой ручки - то ли 3, то ли 5 копеек. Разумеется, каждый месяц студент по 4 (да и по 2) таких тетради не исписывал. Во времена моей учёбы в институте, а это конец 70-х- начало 80-х годов, МИИТ, стипендия составляла 45 рублей в месяц. Повышенная- 56 рублей. Чтобы сравнить со стипендией в нынешнее время, надо сопоставить покупательную способность рубля того времени и теперешнего. В то время даже на 45 рублей можно было прожить. Я вообще жила припеваючи: повышенная стипендия, плюс помощь родителей в размере 30 рублей и плюс работа в бухгалтером в кассе взаимопомощи студентов- 30 рублей. Итого 116 рублей в месяц. Для сравнения: заработная плата рядового инженера в то время составляла 120 рублей. Это без вычетов. В настоящее время стипендия обычная составляет 1 300 руб. Повышенная- от 1 800 до 2400 руб. Если сопоставить в % к заработной к среднемесячной заработной плате по стране, а это примерно 27 000 рублей, то она составит 4,8%. В то время, как стипендия в советское время составляла примерно 37,5%. Отсюда вывод: стипендия советского студента была примерно в 12 раз выше, чем нынешнего студента и должна бы составлять 27000*37,5%= 10 125 руб. Примерно столько в наших рублях. (ЭТО 2011 год)... Сейчас модно сравнивать с баксами ($) Так вот, в советские времена официальный курс был где-то в районе 60 коп, Теперешний курс что-то около 30 р. за $1. Вот и посчитайте 30 : 0,6 = 20 40 х 50 = 2000 р в принципе, не разгуляешься. Вот только раньше булка белого хлеба стоила 25 коп, десяток яиц - 1 руб, литр молока - 24 коп, колбаса вареная - от 2-х до 3-х руб за кг, стакан томатного сока - 10 коп, килька в томате - 40 коп.
Была допущена в древние библиотеки Тибета и даже изучала древнейшую книгу Станцы Дзян. В ней описывается происхождение Земли и человека. Журнал "Куръер ЮНЕСКО". Читайте Российскую Философию Синтеза. Семь томов Парадигмы развития Человека и Материи на миллиарды лет в Будущее точно дадут искомый ответ. Если нет, то скоро выйдет 8-й том. Нам сейчас не в прошлое надо смотреть, где все уже погибли, а в Настоящее Будущее. Причём, желательно, всем Человечеством. Те, кто выхолащивает современную науку даже не до трехмерия, а делаяя ее двухмерной, очень не хотят, чтобы у нынешних представителей человечества, прикоснувшихся к старым, ведическим знаниям, мозг заработал не на 5-7 %, как сейчас, а на 50 или 70 % от его возможностей, чтобы мы вспомнили на генетическом уровне о величии и высокой духовности наших предков. Снова стали Людьми, детьми и сотворцами Бога. Блаватская («Разоблаченная Исида», «Тайная доктрина»)Это были: "Семь Великих Тайн Космоса" Н.К.РЕРИХА. Великом Космосе нет ничего случайного: все предопределено и повторяемо, согласно той самой матрицы. И, поэтому Бог или Создатель (Абсолют, Аллах, Будда и прочие) знает о каждом из нас все! Откуда взялись и тела? - Вообще-то это не я придумал. Читайте Е.П. Б. Там про это всё сказано. --- Всего на Земле около 1400 млн. км3 воды; она покрывает 71 % поверхности земного шара (океаны, моря, озёра, реки, льды — 361,13 млн. км2). Большая часть земной воды (97,54 %) принадлежит Мировому океану — это солёная вода, непригодная для сельского хозяйства и питья. Пресная же вода находится в основном в ледниках (1,81 %) и подземных водах (около 0,63 %), и лишь небольшая часть (0,009 %) — в реках и озёрах. Материковые солёные воды составляют 0,007 %, в атмосфере содержится 0,001 % от всей воды планеты Земля. В составе мантии Земли воды содержится в 10—12 раз больше, чем в Мировом океане. Вода — это одно из немногих веществ в природе, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую (кроме воды, таким свойством обладают сурьма, висмут, галлий, германий и некоторые соединения и смеси). --- Это не фракции, а шихта, в химическом составе которой содержится Pl, тобишь свинец.В советском хрустальном стекле(тобишь хрустале) его от14 до 17 %, а в Богемском 24, отсюда и звон Богемский. Основным компонентом шихты был песок, к нам он завозился двух видов, из Ташлы самарская обл и из Новоселовки ульяновская обл. А уж к нему шли и сурик свинцовый, и паташ, и мышьяк, и селитра калиевая, и мел, и белила цинковые, и еще что. Окись свинца, он делает преломление в стекле при обработке его, оптимальный процент-24. --- Любая Вселенная начинается с Любви... когда научимся из ЭНЕРГИИ (в частности ФОТОНА) делать МАТЕРИЮ. Теория довольно спорная как и сама теория большого взрыва которую к статье сейчас нашли смелость подвергнуть серьезным сомнениям. Центр Галактики - частотный дирижер, руководит эволюционным оркестром. Потому как там самые точные и самые высокие частоты. Живу в чуде любви, первой, единственной и вечной. Джером Фридман© Wikipedia/Betsythedevine «Правда ли, что все мы состоим из кварков?» – такой вопрос прозвучал весной 2001 г. в стенах Массачусетского технологического института (МТИ), где в переполненной аудитории выступал с лекцией профессор Джером Айзек Фридман. На этот странны й для обывателя вопрос лауреат Нобелевской премии по физике за открытие нового класса элементарных частиц – кварков – ответил утвердительно: «Мы, физики, уверены в этом». Желание постичь строение Вселенной – извечная мечта человечества. Древние греки первыми предположили существование атомов – мельчайших «строительных блоков» всего сущего. Веками это было постулатом, пока в 1897 г. открытие Томсоном электрона не потрясло научный мир. О кварках впервые заговорили в 1960-е гг. Теория об их существовании впервые была независимо выдвинута Джорджем Цвейгом и Мюрреем Гелл-Манном, который и ввел в научный обиход понятие «кварк», заимствованное им из фантастического романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану», в котором писатель так обозначил… крик чаек: «кварк-кварк». Итак, существование неких структурных элементов размером не менее чем в 200 млн раз меньше размера атома, из которых состоят адроны (протоны, нейтроны и другие тяжелые элементарные частицы) было предсказано теоретически, однако не доказано. Но человек, которому суждено было это сделать, уже родился, и в 1964 г., когда впервые прозвучала гипотеза о кварках, ему было 34 года… - Так идет, что ветки зеленеют, Так идет, что соловьи чумеют, Так идет, что облака стоят…* Ведь, как гласит старая польская пословица: "Не мой цирк, не мои обезьяны"* есть масса людей другой породы и мне они не интересны, из "дворняжки не сделаешь пуделя, как ее не стриги"... В семье все нужно делать вместе. Нормальные свекрови так учат своих сыновей. А не разбивать семью и приносить зло. Всё идёт из семьи, кто как воспитан, чтобы побольше испортить и пошире нагадить, оставить детей без отца - святая обязанность свекрухи? Если супруг не заинтересован выполнять бытовые обязанности, то хоть образделяйся. Ну вот разделили вы быт, супруг забил и не делает. Дальше-то что? И как совет соседки насчет "не успевать" поможет сделать из саботирующего мужа ответственного и добросовестного? Гоните, вы не лошадь и здорово договорились. Мол, я как за каменной стеной была. Но это как раз и подтверждает пребывание в иллюзиях. Муж устраивает в качестве "котика" - пожрал, погадил и на диван. Мои родители все семейные обязанности дели практически поровну. Есть хорошая пословица: не обязательно всё иметь, но обязательно всё уметь (а для женщин продолжение - но не дай тебе бог, самой всё делать!). Бери тяжести под силу - не надорвись! Пока не упадешь. И ведь не видно, что целый день, как белка в колесе. И всем нравится, что ты как лошадь... Но с годами, когда предсказания родителей начали сбываться (а они всегда сбываются, ибо у родителей больше жизненного опыта), всегда в этот момент в мозгу возникали эти советы, услышанные когда-то, сам себе подтверждаешь, что все верно, и больше не повторяешь в жизни этих ошибок. просто отпустить ситуацию. Let it be. Делай, что должен - и пусть будет, что будет. а когда решение близких, но вам точно придется потом разруливать последствия?? вот именно . Я лучше предупрежу))
У Вас с мужем не общий бюджет? Мы ни о чем не молчим, оба в курсе всего др. о друге, бюджет общий, независимо, кто сколько вносит. Расходы распределяются согласно статьям, решенным семейным советом. Это называется два в одном. Тут про уважение к себе и окружающим. Муж меня жалеет. Как в старину говорили.Для него лучше меня нет. Мужчину должны касаться только результаты. первые высказал предположение о биофизическом восприятии цвет в средине 18 века Ломоносов. В 1802 г Томас Юнг предложил гипотезу о цветовом зрении и наличии в сетчатке глаза механизма восприятия трёх главных цветов, а Гельмгольц в 1853 г развил теорию Юнга о трёх главных цветах - красном, зелёном и синем и восприятии других цветов из комбинации этих цветов. И лишь в 2017 году трое учёных получили Нобелевскую премию за открытие природы сложнейшего механизма организации преобразования цвета в сетчатке глаза. Эволюция цветового зрения у предков человекообразных обезьян и человека произошла по мере их перехода на дневной образ жизни и употребление плодов и листьев зелёных и цветковых растений. Вы можете гордиться, что так любимые Вами цветы сыграли свою роль в появлении цветового зрения у человека. © Copyright: Галина Черонова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|