Опасная игра

Мила Логвинова: литературный дневник

• Цикл: КНИГА НА МОЕМ СТОЛЕ


«Народ» – написанная в 1845-м году, книга занимает центральное место в творчестве Жюля Мишле*. Страстная публицистика или утопическая философия, избранные страницы истории общества или «фата моргана»?
Несомненно одно: произведение отражает настроения, общественные интересы и политические страсти, глубоко волновавшие не только самого автора, но, в целом, французское общество накануне Второй революции 1848 года. Как и большинство работ, посвященных истории и развитию общества, обобщения, приведенные Жюлем Мишле, проецируются на современное читателю общество, высвечивая присущие ему черты, далеко не всегда достойные.


Интересен критический взгляд автора на французскую литературу первой половины 19-го века. Занимая гражданскую позицию, он обеспокоен общим состоянием ее, односторонней, как ему представляется, тематикой, далекой от патриотических чувств, – отражать прежде всего, худшие стороны из жизни общества, шельмовать, выпячивать.



• «Конечно, … есть недостатки, вполне объяснимые кипучей деятельностью многих сил, столкновениями противоположных интересов и идей; но под пером наших талантливых писателей эти недостатки так утрируются, что кажутся уродствами. И вот Европа смотрит на Францию, как на какого-то урода...»



Читая страницы книги, невольно видишь параллели – на протяжении четверти века современная русская литература полнится произведениями, шельмующими существующие и преднамеренно преувеличенные пороки прошлого и современности. Какими тиражами выпущены романы из жизни современных «золушек» и «принцев»…



• «Классические, бессмертные романы, где изображались трагедии в богатых, обеспеченных семьях, привели к прочно установившемуся в Европе мнению, будто во Франции нет более иных семей.
В других романах, весьма талантливых, жизнь в наших городах изображена в виде ужасной фантасмагории, где главные роли играют рецидивисты и бывшие каторжники, состоящие под надзором полиции.
Мастер жанровых картин, изумительно умеющий выписывать мельчайшие их детали, тратит время на рассказ о грязном деревенском кабаке, посещаемом ворами и всякой сволочью, и смело утверждает, будто эти вызывающие отвращение подонки являются представителями большинства населения Франции...
Европа жадно читает все это, восхищается, встречая те или иные подробности. Опираясь на достоверность этих мелочей, она делает вывод, что достоверно и все в целом.
Какой народ выдержал бы подобный искус? Эта странная мания шельмовать самих себя, показывать свои язвы, выставлять их на позорище, в конце концов, доконает нас.
Я знаю, что многие хулят современные порядки, для того чтобы приблизить наступление лучшего будущего; они преувеличивают зло, чтобы мы могли поскорее насладиться счастьем,
уготованным их теориями. Берегитесь, однако, берегитесь! Это опасная игра.»



• Что думает о нас мировая общественность,
читая наши газеты,
художественную литературу.
открывая телепрограммы,
знакомясь с сериалами, рассчитанными на невзыскательный вкус?



***


Еще несколько цитат из книги «Народ».



• Еще в ту пору я считал, как и Руссо, что литература должна быть не источником средств к существованию, а украшением жизни, отдыхом для души.


• Самое трудное — это не подниматься наверх, а оставаться самим собою, поднимаясь.
• Нередко в наши дни возвышение и торжество народа сравнивают с нашествием варваров.


• Пока мы ссоримся, наша страна гибнет.


• Англия и Россия, два колосса на глиняных ногах, производят на Европу обманчивое впечатление силы. Великие империи, но слабые народы!


• Способность к самопожертвованию, к бескорыстной заботе о благе других — вот, признаюсь, мерило, с которым я подхожу к людям. Ни изощренность ума, ни культурность не могут идти ни в какое сравнение с этим самым ценным качеством человека.


• Основная, главная черта народа, всегда поражавшая меня при долголетнем его изучении,— это то, что, несмотря на бедственное положение и пороки, вызванные нуждой, простые люди отличаются щедростью чувств и сердечной добротой — качествами, чрезвычайно редко встречающимися у людей из богатых классов.


• Франции очень вредит то, что она показывает себя всем обнаженною.
Другие народы не срывают с себя всех покровов с такой легкостью.



________________


*/ Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, — 9.2.1874, Йер), французский историк.
Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви.
Если в юности идеалы М. не шли дальше «либеральной монархии», то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, М., однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям.



Другие статьи в литературном дневнике: