Слово
• КНИГА НА МОЕМ СТОЛЕ
Лион Фейхтвангер
"Гойя, или Тяжкий путь познания"
Несколько цитат.
"Франсиско всегда боялся магии оформленного слова;
даже мысленно произнесенное слово привлекало злых духов,
еще опаснее было слово, произнесенное вслух,
всего опаснее — написанное".
.
"Злость есть кратковременное помешательство".
.
"Каждый носит маску и даже себе самому кажется тем,
чем хочет быть, а не тем, что он есть в действительности.
Никто никого не знает, никто не знает себя".
.
Вся первая глава Части 3 романа - это весьма интересные комментарии
Лиона Фейхтвангера, посвященные последнему пятилетию 18-го века.
Заканчивается же глава так:
И уже не праздным звуком —
Силой действенною стала
Лучезарная идея
Братства, равенства, свободы.
Пусть еще порой невзрачна,
Молода и неприметна,
Но она, идея эта,
Проложив себе дорогу,
Становилась ощутимым
Фактом, жизненным законом,
И к исходу пятилетья,
К самому исходу века,
В мире стало чуть побольше
Разума, чем это было
При его начале.
.
Судьба соединила Франчо Гойю и Мартина Сапатера
в середине 18-го века - в мавританской Сарагосе.
Детская дружба с годами стала только крепче, выдержав испытания и славой, и горем.
Нерушимые узы мужской дружбы связывали двух сарагосцев на протяжении полувека,
до самой смерти Мартина.
.
"Гойя приступил к портрету Сапатера. Писал медленно, тщательно, вложил в портрет всю сердечную теплоту и сапатеровской, и своей дружбы и, когда кончил, вывел на нарисованном письме, лежащем перед нарисованным Мартином, следующие слова:
„Друг мой Сапатер, с величайшим усердием написал для тебя этот портрет Гойя“. И Мартин опять увидел на полотне свое полное лицо с большим носом, увидел надпись и нашел, что все еще сделал недостаточно для своего Франсиско".
.
"В молодости он был горяч и шел напролом. Но на собственном опыте убедился: кто хочет настоять на своем, того судьба бьет. Потом он приспособился, зажил беззаботной, роскошной, сибаритской жизнью двора. Но на собственном опыте убедился: кто отказывается от своего «я» и приспосабливается, того судьба тоже бьет, он губит и себя и свое искусство. Теперь он знал: нельзя ломать, надо пригибать, обтачивать и себя и других".
*/
Эта книга у нас с незапамятных времен, уголки протерлись до картона,
бело-розовые цвета обложки поблекли-размылись, страницы стали шершавыми.
Сколько переездов, однако не потерялась!
.
Слушаю же - Вячеслава Герасимова (а/к).
Останавливаю - читаю, читаю, и снова - голос артиста,
с его меняющимися интонациями и точными акцентами.
Качество художественного текста особо заметно при чтении вслух.
Аудиокнига - известное произведение мировой литературы,
к тому же, созданная профессионалами, - в удовольствие.
Каждое слово - на месте! Каждая мысль - ясно изложена.
Размышления - все связано удивительным сюжетом.
Другие статьи в литературном дневнике: