Искусственный интеллект

Игорь Гарин: литературный дневник

Почти вся американская пресса была против Трампа. Но Дональду хоть бы хны: в огне не горит, в воде не тонет


Ученые шепчутся, а журналисты бодро пишут о том, что Трамп выиграл эти выборы благодаря BIG DATA.


Наверняка мы об этом, конечно, ничего не знаем. Но в том, что случилось, согласитесь, обнаруживается масса странностей.


Во-первых, оскандалились социологи: по данным предварительных соцопросов, победа Клинтон казалась неизбежной. А вот на тебе.


Во-вторых, почти вся американская пресса — этот великий рупор общественного мнения, — была против Трампа. Но Дональду хоть бы хны: в огне не горит, в воде не тонет.


Наконец, в-третьих, какая-то совершенно удивительная прицельная стрельба по выборщикам: по этому ключевому для результатов выборов показателю Трамп побеждает Клинтон с большим запасом, тогда как фактических голосов американцев за него отдано на два миллиона меньше.


О том, что в деле замешаны именно BIG DATA, судят по двум весьма косвенным признакам.


Первый признак: три четверти рекламного бюджета избирательной кампании было потрачено Трампом на продвижение в сети.


Второй признак, куда более определенный — заявления представителей компании Cambridge Analytica, специализирующейся на «политическом микромаркетинге»: мол, мы сами не ожидали, насколько повлияем на исход голосования!


Может, просто хвастаются и хотят погреться в лучах чужой славы? Не исключено. С другой стороны, Трамп нанял эту компанию после фантастического взлета Теда Круза и сразу после Brexit, а именно на их стороне и воевала Cambridge Analytica со своей «прорывной технологией по “методу океана”».


Сейчас, кстати, на услуги Cambridge Analytica претендует и Марин Ле Пен. Впрочем, договариваться ей придется уже с самим Трампом: такая корова, как выясняется, нужна самому — сотрудники компании получили назначения в президентской администрации.


Модель Козинского научилась за десять лайков узнавать человека лучше, чем коллеги по работе, а за триста — чем родители или супруг
Так что же, как говорят, натворила Cambridge Analytica во главе с ее директором Алексом Никсом аккурат перед самыми выборами?


Система искусственного интеллекта методично бомбила пользователей социальных сетей сообщениями, четко побуждая их к определенным эмоциональным реакциям: «Возлюбите Трампа!», «Возненавидьте Клинтон!». И не просчиталась.


Авторство технологии, судя по всему, принадлежит поляку Михалу Козинскому. Работая в Кембриджской лаборатории психометрии, он сделал приложение для Facebook, которое позволило собрать огромное количество данных о психотипах пользователей этой социальной сети.


Сличив эти данные с поведением пользователей в аккаунтах, Козинский получил алгоритм, который всего по 68 лайкам в Facebook определял цвет кожи человека, его сексуальную ориентацию, политические взгляды, уровень интеллекта, религиозность, отношение к алкоголю и т. д., и т. п.


Первая научная статья на эту тему была опубликована в 2012 году, а с тех пор прогресс, как вы понимаете, был сделан большой.


Модель Козинского научилась за десять лайков узнавать человека лучше, чем коллеги по работе, а за триста — чем родители или супруг. Теперь вспоминаем гарвардских студенток и понимаем, что в целом система знает пользователей Facebook лучше, чем они сами.


Поэтому вклад BIG DATA в победу Трампа можно оспаривать, но глупо отрицать работающий здесь принцип.


Что ж, самое время вернуться к вопросу о «личности».


Козинский определяет нас лишь по пяти показателям: открытость новому, интроверсия и экстраверсия, ответственность, доброжелательность, нейротизм. У Никса и Cambridge Analytica всего пять базовых профилей личности.


Собственно, такой нехитрой математики, как выясняется, вполне достаточно, чтобы каждого из нас «посчитать». И мы можем сколько угодно рассуждать о собственной индивидуальности, исключительности, невообразимости и т. д. Но это бред сумасшедшего, страдающего манией личностного величия.


Желающие могут обманываться и дальше. Но их тоже посчитают: на непереводимом языке искусственного интеллекта будет сделана соответствующая пометка — «наивен, недальновиден, без ума от себя».


Предсказать наше поведение и манипулировать им теперь не сложнее, чем управляться с тем самым автомобилем или переводчиком Google
Да, мы кажемся друг другу разными, но искусственный интеллект, работающий с BIG DATA, этого не подтверждает. Подобно гарвардским студенткам, мы, в общем и целом, думаем одно и то же, а реагируем предельно ограниченным количеством способов.


Если анализировать все, что мы с вами делаем — и в онлайне, и в офлайне (к чему, собственно, и движется семимильными шагами новая технология), — а не частью и не местами, как это происходит в рамках социальной коммуникации, мы предельно предсказуемы.


Поэтому Рей Курцвейл работает сейчас над созданием индивидуального помощника, который будет знать, чего мы хотим, раньше нас. А Элон Маск — над автомобилем, который будет знать, куда мы собираемся поехать, даже если мы ничего ему об этом не сообщим.


Предсказать наше поведение и манипулировать им теперь не сложнее, чем управляться с тем самым автомобилем или переводчиком Google. И в результате какой-нибудь Трамп вполне может появиться там, где, что называется, не ждали.


Искусственные самообучающиеся нейронные сети, получившие в распоряжение всю возможную информацию о нас, включая не только данные о нашем поведении в интернете, но и с банковских карт, информацию о наших передвижениях через GPRS смартфона, наши телефонные звонки, эсэмэски, твиты, медицинские карты, фотографии, данные с видеорегистраторов, налоговые декларации и т. д., и т. п., возьмут нас под тотальный контроль, а мы этого даже не заметим.


И вот почему так важен пример Трампа: это не будет контролем в стиле Оруэлла или Хаксли, это будет тотальный контроль, который мы, при всем желании, не сможем идентифицировать. Мы просто будем действовать так, как велит нам искусственный интеллект, искренне полагая, что совершаем свой сознательный и личностный выбор.


Он возьмет нас голыми руками.


Алан Тьюринг страдал от замкнутости и одиночества. Он плохо понимал других людей, и те отвечали ему взаимностью.


Ему очень хотелось сделать машину разумной, чтобы она могла понять его и чтобы он смог поговорить с ней. Он даже назвал ее в честь своей юношеской влюбленности — Кристофера Морка.


Вот почему знаменитый на весь мир «тест Тьюринга» — это, по сути, тест на выявление «личности» у искусственного интеллекта. И да, из-за своего аутизма Тьюринг ввел нас в заблуждение.


Сверхмощный искусственный интеллект возникнет и обыграет человечество именно потому, что ни личности, ни сознания у него не предвидится.


Он будет трезво анализировать факты, игнорируя предрассудки, заложниками которых мы являемся. И делать то, что скажет ему…


А.Курпатов



Другие статьи в литературном дневнике: