К столетию начала революции другой взгляд

Игорь Гарин: литературный дневник

В феврале 1917 года исполняется сто лет с начала российской революции, которая не только кардинальным образом изменила жизнь всех народов Российской империи, но и оказала большое влияние на весь мировой порядок 20-го века. К этой дате израильский историк и публицист Владимир Идзинский написал и издал книгу "Движущие силы и сущность Великой российской революции", появившуюся в продаже в Москве ("Библио-Глобус", "Фаланстер" и др. ), в Санкт-Петербурге (магазин "Гуманитарная Академия"), и в русскоязычных израильских магазинах ("Книжная ярмарка" на 4 этаже центральной автобусной станции Тель-Авива, "Бабель" на ул. Иона а-Нави 46 в Тель-Авиве, и др.).


Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России и российской революции. В отличие от многих других авторов, продолжающих придерживаться неоднократно высказанных ранее взглядов на сущность революции, в книге Владимира Идзинского изложена новая оригинальная гипотеза, представлен другой взгляд на революцию.


О революции 1917 года написано много, и в самой России, и за рубежом, как очевидцами, непосредственными участниками революционных событий, так и изучающими ее учеными, мыслителями, писателями. Тем не менее, точку в осмыслении такого грандиозного общественного потрясения еще рано ставить. Ошибочно судить о революции по тем целям и задачам, которые ставили перед собой ее вожди и организаторы. Для глубокого понимания революционных событий нужно меньше обращать внимания на программы политических партий, их официальные заявления, декларации и лозунги и больше стремиться понять глубинную сущность революции и ее главные действующие силы. Чтобы убедиться в верности изложенной в этой книге гипотезы, нужно не только понять, что представляло собой послереволюционное общество, но и обратиться к многовековой дореволюционной истории России и анализу состояния российского общества на всех этапах его развития. Поэтому в книге кроме главы, посвященной революционным событиям 1917 года, имеются и разделы, характеризующие период Киевской Руси, Смутное время, реформы Петра Первого и реформы девятнадцатого века.


Автор этой книги считает, что никакого социалистического общества в СССР никогда не существовало. И, значит, никакой социалистической революции в 1917 году в России не было. Начавшуюся в России в 1917 году революцию Владимир Идзинский рассматривает как закономерный результат многолетнего конфликта двух разных культур, сосуществовавших одновременнов дореволюционной России: русско-европейской и русско-московской. Перманентный раскол общества и стабильная противоречивость культуры составляли главное своеобразие и особенность России. Разница ритмов (задач, стремлений и целей) двух частей одного общественного организма в конечном счете приводила к углублению раскола и трагическим последствиям – общероссийским катастрофам. Именно эти общероссийские катастрофы находятся в фокусе анализа автора данной работы, в частности, самая страшная из них - революция 1917-1922 годов. Согласно изложенной в книге гипотезы, на протяжении многовековой истории Руси-России культурный раскол три раза порождал национальные катастрофы: крах Киевской Руси в XIII веке, Смута XVII века, крах Российской империи – революция 1917-1922 годов.


Возникший после реформ Петра Первого очередной раскол стал главной причиной революции. Именно раскол нации – вопреки мнению многих – был преодолен в результате начавшихся в 1917 году революционных событий. Европеизированное меньшинство желало ускоренных темпов превращения России в цивилизованную страну и стремилось разрушить старый порядок, основой которого было самодержавие. А патриархальное большинство сопротивлялось этому, так как не было готово ни к капиталистической экономике и рыночным отношениям, ни к европейским формам политической жизни.


Февральскому восстанию предшествовали демонстрации, антивоенные митинги, забастовки на промышленных предприятиях и недовольство среди многотысячного столичного гарнизона, который присоединился к вышедшим на улицы революционным массам. Мятеж солдат расположенных в столице войск оказался совершенно неожиданным для правительства и местной власти и превратил массовые забастовки и демонстрации рабочих в революцию. 27 февраля 1917 года перешедшие на сторону восставших рабочих войска заняли важнейшие пункты города (арсеналы оружия, телеграф, Главпочтамт, вокзалы, мосты и др.), в том числе и Таврический дворец, где заседала Государственная дума. Не только простой народ, но и большинство офицеров, многие из которых в последние военные годы были выходцами из крестьян, не желали защищать царский режим и проливать кровь за старые порядки. По настоящему никто не хотел защищать царя: ни высшее офицерство, ни высшие чиновники, ни руководство Думы и основных фракций, ни даже члены царской семьи.


В разгоревшейсяейся войне главный конфликт пролегал не в социальной области, как считают многие, а в области культуры. Тот, кто представлял русско-европейскую культуру – чужой, враг. Большевики еще не захватили власть, главные их лидеры еще находились за границей, о гегемонии пролетариата и классовой борьбе еще мало кто слышал, а офицеров уже начали убивать. По сути гражданская война началась уже в феврале. Между так называемыми Февральской и Октябрьской революциями на самом деле нет такого уж большого различия. В самом главном — Октябрь есть продолжение Февраля. Разрушение многовековых форм российской государственности произошло именно в феврале-марте 1917 года и именно тогда было положено начало общественной дезинтеграции. После февральских событий реальная власть во многом перешла к Советам, так как сила (военная) была сосредоточена в Советах солдатских и рабочих депутатов, а не у Временного правительства.


Революция начиналась как борьба против царского режима за парламентаризм, законность, независимый суд, гражданские свободы и другие европейские ценности, а продолжилась как культурно-освободительная война находящегося в добуржузном состоянии большинства против господства европеизированного меньшинства. В первой своей фазе революция смела самодержавие и власть посредством советов была передана простому народу (рабочим, крестьянам, солдатам и матросам). Во второй ее фазе разрушены были многие материальные и духовные ценности русско-европейской культуры, а десятки тысяч ее представителей были или изгнаны из страны, или физически уничтожены. Поэтому Февральскую революцию, Октябрьский переворот и Гражданскую войну нужно рассматривать как неразрывно связанные между собой части одной "Великой российской революции 1917 - 1922 гг.". Таким кровавым, трагическим образом был преодолен раскол российского общества.



Другие статьи в литературном дневнике: