Послание итоги

Игорь Гарин: литературный дневник

Путин обратился к Федеральному собранию. Люди хотят перемен, сказал президент. И предложил внести изменения в Конституцию. Чтобы никакие международные суды, никакое международное право больше уже не мешали построению изолированного авторитарного (то есть суверенного в представлении Путина) государства. Чтобы Госдума (в том виде, в котором она есть) утверждала правительство, которое президент в любой момент сможет отправить в отставку. Чтобы суд выглядел независимым от всех и всего, кроме президента. Ну а под переменами, очевидно, понимается перемещение Медведева из правительства в Совет безопасности.


Обращение Путина ежегодное. Однако президент не только не попытался проанализировать то, что произошло в России за минувший год, но даже не упомянул знаковые для страны события. А в минувшем 2019 году таких событий было немало: повышение пенсионного возраста; задержание прямо в зале заседаний Совета федерации сенатора по обвинениям в создании преступного сообщества и организации убийства; арест одного из самых крупных на российском рынке инвесторов американца Майкла Калви (Baring Vostok) — как свидетельство нарастающего давления силовиков на бизнес; катастрофа «Суперджета» в Шереметьево и гибель 41 человека; дело журналиста Ивана Голунова — как самое нашумевшее из тысяч случаев, когда полицейские подбрасывали наркотики неудобным гражданам; беспомощность власти в борьбе с лесными пожарами и наводнениями в Сибири; гибель четырнадцати моряков-подводников при пожаре на батискафе атомной подводной лодки АС-12 «Лошарик»; взрыв в ходе испытаний ракеты с ядерной силовой установкой под Северодвинском и гибель пяти испытателей; использование ФСБ данных об амнистии капитала против бизнеса; убийство солдат сослуживцем в Забайкалье; принятие закона, согласно которому иностранным агентом может быть признан любой гражданин России; запрет на участие российских спортсменов под флагом России в международных соревнованиях, включая Олимпиады, из-за государственных манипуляций с допингом… А еще война на Донбассе, продолжающаяся военная кампания в Сирии и новая милитаристская авантюра в Ливии.


Президент не сказал обо всем этом ни слова, не объяснил причины, не назвал ответственных, не сказал, что предполагается сделать, чтобы избежать подобного в будущем. Наоборот, принимая скоропостижную отставку кабинета министров, Путин похвалил правительство за работу. А ведь это не просто неприятные происшествия, которые случаются. Такие события, произошедшие в стране в течение одного года, свидетельствуют о том, что российская политическая и экономическая система становится все более опасной для граждан страны, утратила эффективность и критически отстает от мирового уровня.


Предложенные изменения Конституции не имеют ничего общего с этой главной российской проблемой и никак не улучшат жизнь в стране. Введение в Основной закон Госсовета и перераспределение полномочий между президентом и парламентом направлено на решение совсем другой задачи — обеспечение формального транзита власти без реальных изменений. Это «сдержки и противовесы», которые не ведут к реальному разделению властей, а создают возможности для верхушечных манипуляций. Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, а также внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют уже существующие черты авторитарной самоизолирующей системы Путина — как раз то, что привело к кризису и крайней неэффективности действующей системы.


Некое «голосование граждан страны» за предложенные Путиным в послании поправки — это еще одна манипуляция, которая даст возможность безапелляционно ссылаться «на волю народа» без проведения настоящего конституционного референдума. Более того, как объяснил пресс-секретарь президента, «речь не может идти о референдуме и фактически даже не подразумевает какого-либо принятия путем голосования». То есть по сути это еще один плебисцит за Путина, за его персональную легитимацию.


В послании Федеральному собранию «острейшей проблемой» были названы «низкие доходы значительной части граждан», но при этом не было предложено системных мер решения проблемы. Раздача денег в виде увеличения материнского капитала, выдачи его основной части при рождении первого ребенка и расширения срока действия пособий для малоимущих семей — это лишь популистская попытка сгладить негативный эффект от «пенсионной реформы», но не компенсация потерь, понесенных людьми. Тем более что демографические проблемы России вызваны не только объективными долговременными факторами и падением реальных доходов за последние пять лет. С большой вероятностью ключевым фактором в снижении рождаемости стало чувство потери будущего, непонимание перспектив, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение незащищенности в собственной стране, отсутствие свободы и справедливости. И в том, что проблемы эти системного характера, сомнений нет.


Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как выполняются задачи, обозначенные ранее, что было сделано и не сделано властью за последние десятилетия, как Путин справляется с целями, которые сам перед собой ставит.


Более 11 лет назад, в ноябре 2008 года Путин утвердил «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», известную как «Стратегия-2020». Над разработкой программы в течение нескольких лет трудилась 21 рабочая группа1. В состав групп вошли свыше тысячи экспертов, еще 400 экспертов участвовали в работе в регионах. За разработку программы десятки специалистов получили ордена, медали и высочайшие благодарности2. В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад на более чем 800 страницах, предполагавший переход России к 2020 году на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год.


К 2020 году все оказалось полностью проваленным. Еще раз подтвердилось, что Путин и его правительства неспособны не только видеть и строить будущее России, но даже просчитывать относительно краткосрочную перспективу. Расхождения между обещаниями и реальностью поразительные. За 11 лет:


российский ВВП вырос не на 65%, как предполагала «Стратегия-2020», а только на 5,8%;
реальные располагаемые доходы населения не выросли на запланированные 70%, а сократились на 5%;
Россия так и не вошла в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности), как это было заявлено;
уровень бедности, который намечали сократить с 13,4% до 6-7%, остался на прежнем уровне;
доля среднего класса не выросла до половины населения, как планировалось, а составляет лишь 38% (при этом Росстат вычисляет «средний класс» в России просто по размеру средних зарплат);
расходы на развитие человеческого потенциала не выросли до 11,7% ВВП (на здравоохранение до 5-5,5%, на образование до 5-6%), как было заложено в программе; вместо этого на ближайшие три года расходы на развитие образования запланированы в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9%;
в стране не создано и не модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, как обещали авторы «Стратегии-2020», зато на исходе 2019 года президент жалуется, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в стране может достичь 3 млн человек.
Неудивительно, что почти половина россиян, согласно соцопросам («Левада-центр»), считают, что в прошедшем году они стали жить хуже; 43% опрошенных заявили, что их уровень жизни стал ниже; 46% считают, что работа больниц и поликлиник стала хуже; 24% недовольны работой полиции и правоохранительных органов, а 49% респондентов полагают, что за 2019 год состояние окружающей среды в России ухудшилось.


Значимым итогом десятилетия стали вспыхнувшие прошлым летом в Москве массовые и совершенно оправданные мирные уличные протесты. Двадцать пять лет российские власти занимаются фальсификациями выборов всех уровней. Фальсификации были реальной кремлевской «стратегией-1996», «стратегией-2000», «стратегией-2012», «стратегией-2018». В 2019 году тех, кто возмутился манипуляциями на выборах, решили запугать. Суды по команде сверху отправили 18 человек, не совершивших никакого преступления, в тюрьму — кого на год, кого на два, а кого и на четыре года (см. «Правота протеста», сентябрь 2019).


К серьезным провалам последних десяти лет относится и политика России в области стратегической безопасности. Произошел практически полный распад глобальной системы контроля за ядерными вооружениями. В 2019 году был денонсирован Договор о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД). Ничего не предпринимается для заключения нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (срок действия СНВ-3 истекает в 2021 году). Ответственность за это несут как Россия, так и Соединенные Штаты. Но для российской экономики развернувшаяся гонка вооружений становится губительной. Гонка вооружений 30 лет назад уже уничтожила нашу страну. Однако вместо того чтобы строить политику на предотвращении войны, в Кремле к войне готовятся и ничего по существу не предпринимают для стратегической безопасности страны (см. «Опасность войны», декабрь 2019).


Война на Донбассе, аннексия Крыма, бесконечная конфронтация с Украиной, превращение страны в мишень для санкций, потеря международной репутации, коррупция на всех уровнях власти, тотальная ложь, разжигание ненависти — все это прямые результаты политики Кремля последних лет. Все это продолжится и в наступившем году.


К третьему десятилетию ХХI века в России установилась отсталая и неэффективная авторитарная система власти. В этой системе не уважают людей, в ней отсутствует представление о будущем, нет здесь и нравственных и ценностных ориентиров. Такая система неспособна ответить на вызовы современного мира, обеспечить сохранение и развитие страны в наступающей эпохе (см. «Зрелость авторитаризма», сентябрь 2019). И этого не скрыть ни празднованием 75-летия великой Победы, ни псевдоуспехами в гибридных войнах, ни запугиванием людей, ни обещаниями в ежегодных посланиях, ни игрой в показательную отставку правительства.


В своем послании 15 января 2020 года Путин, по сути, предложил не только сохранить эту систему, но и сделать ее еще более авторитарной, более закрытой и окончательно неэффективной. В этом главный смысл послания Федеральному собранию и итог минувших двух десятилетий Путина.


Григорий Явлинский


Почему Госсовет — это ЦК КПСС


Дорогие товарищи! Разрешите новую главу существования Российской Советской Социалистической Республики считать открытой! А дурацкий проект демократизации — наоборот, закрытым как не оправдавший возложенного на него высокого доверия. «Красота девушки — не в бровях, а в трудоднях» — да здравствуют Шепилов, партия, ура-а-а! Кстати, иде-я-нахожусь, ничего не напоминает?


Владимир Путин таки забабацал себе свой Совок, только с Генсоветом вместо ЦК и постом его председателя вместо генсека.


Путин займет две должности: председателя правительства и главы Госсовета. Это дает ему сразу множество возможностей для контроля над страной:


1. Несменяемость. Председателем правительства и главой Госсовета можно быть пожизненно — главное, чтобы парламент тебя не переизбрал.


Причем мы ведь пока не знаем, какие именно условия переизбрания будут включены в Конституцию. Например, можно написать, что премьер-министр избирается только при единогласном голосовании Думы. То есть достаточно будет контролировать одного депутата, чтобы тебя не переизбрали никогда.


Конечно, до такого издевательства вряд ли опустятся. Но норма точно будет не «большинством голосов», а повыше. Прикинут-посчитают, чтобы не обмишуриться. Ну, процентов 70–75 — рассчитывая на то, что уж 30–40% единороссов всегда провести в Думу сумеют.


2. Полнота власти. Госсовет — это прямой аналог ЦК КПСС. Его главное положительное качество для президента будет в том, что он как бы не входит в систему органов государственной власти. Консультативный орган при президенте — это что такое? Есть, но при этом как бы и нет. Так же как КПСС и ее ЦК. Они были над и вовне.


Главой Госсовета Путин, скорее всего, станет по должности, как премьер-министр. То есть пока его Дума из премьеров не изгонит, руководить Госсоветом он не перестанет.


Что такое Госсовет сейчас? Плюнуть да растереть. Но дайте срок. Если он станет одним из ключевых органов руководства страной, то и содержание изменится.


Какие полномочия будут у этого органа? Скорее всего, кадровые. Кадры решают всё, и это Путин понимает прекрасно. Как и советский кумир из недалекого прошлого, спец в языкознании.


Например, назначение ключевых руководителей будет по представлению Госсовета. Или еще как-нибудь. А членов самого Госсовета будет назначать/утверждать лично Путин, опять же по должности будучи премьером. Так что круг замкнется на одном человеке, что и требовалось доказать.


И конечно, внутри Госсовета выделят какой-нибудь Малый Госсовет, аналог Политбюро. Ну, как будто бы чтобы всей толпой каждый раз не собираться. А на самом деле, чтобы политбюрить. И глава Малого Госсовета будет жестко держать в кулачке поводки, ведущие к каждому члену его личного политбюра.


Президенту же оставят фактически лишь представительские функции. Венки возлагать, торжественно подписывать назначения, представленные Госсоветом, и жать руку иностранным гостям перед тем, как они уйдут совещаться наедине с настоящим генсеком.


3. Контроль. Пожалуй, еще больше возрастет роль Совета Федерации как личного передового отряда нового генсека. Система будет устроена так, что назначать членов Совфеда будет лично Путин. Конечно, не всех, но большинство: часть как премьер, часть как председатель Госсовета.


Причем, в отличие от всяких там депутатов, менять сенаторов можно будет мгновенно. Не понравилось, как голосовал, — на следующий день заменим новым. То есть СФ будет полностью подконтролен Путину. Руками Совфеда будут делаться многие дела, в том числе кадровые назначения, Совфед будет еще одной системой контроля за президентом, чтобы вдруг не стал слишком сильным.


До кучи сразу отметаем примат международных договоров. Если что-то из решений ЕСПЧ не понравится — идите лесом, товарищи. Про Гаагу можете даже не вспоминать, мы не знаем такого слова.


Ну и, наконец, устраняется муниципальная вольница. Судя по всему, местное самоуправление будет введено в систему государственной власти. То есть в обычную вертикаль — муниципалитеты станут райкомами. Полномочия муниципальных администраций расширятся, полномочия муниципальных депутатов будут сведены к минимуму.


Какой прогноз стране можно дать по итогам этого всего? Мы будем жить все хуже, все несвободнее и все беднее еще много-много лет подряд. Может быть, десятилетия.


Взвейтесь кострами, синие ночи!


Сноб



Другие статьи в литературном дневнике: