Борис Стомахин как антисоветчик

Игорь Гарин: литературный дневник

Парадоксальный факт: в стране, где счет убитым журналистам идет на сотни, а удравших от режима — на тысячи, можно привести ограниченное количество последователей Даниеля, Синявского и Новодворской, отделавшихся, если не легким испугом, то всего лишь несколькими «посадками».


К ним относится известный российский публицист Борис Владимирович Стомахин, «отмотавший» три срока подряд за «разжигание национальной вражды» и «призывы к экстремистским действиям». Всего-ничего: каких-то жалких 11 тюремных лет и те — в три приема: 2006-2011, 2012-2014 и 2014-2019…


Что же это за террорист такой, кончивший, кстати, Московский государственный университет печати (2000 г.) и тотчас после окончания основавший свою газету либерально-демократического направления?


Необходимо признать, что в данном случае власти не ограничивались уголовными преследованиями — Стомахина, как и многих его предшественников, в полном соответствии с принципами «карательной медицины» подвергали психиатрическому обследованию на предмет психического здоровья, но даже это не сработало, независимая психиатрическая ассоциация признала его полностью психически здоровым.


В многочисленных публикациях, связанных с чеченскими войнами, Стомахин выступал за независимость Чеченской Республики Ичкерия. Радикально мыслящий журналист зашел столь далеко, что потребовал не только признания независимости Чечни, но и полного демонтажа и роспуска «колониальной российской империи», так как «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Я не сторонник радикализма и должен признать, что Стомахин, считая себя учеником Новодворской, перещеголял даже свою учительницу в обличениях власти и в громогласных ПРИЗЫВАХ к ее демонтажу.


В резких формах Стомахин выражал свое мнение о необходимости полного отказе ото всех проявлений большевизма, и о запрете «традиционной для России великодержавно-шовинистической, имперской политики в отношении соседей».


Уже первое осуждение Бориса Стомахина в 2006 году за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «возбуждение ненависти либо вражды» (очень знакомые совковые приемы) вызвало настоящую бурю общественных протестов. Тогда за освобождение Бориса Стомахина выступили не только бывшие советские диссиденты и политзаключенные Владимир Буковский, Сергей Григорьянц, Валерия Новодворская, Юлий Рыбаков, Александр и Кирилл Подрабинеки, Сергей Ковалев, Мальва Ланда, но политик Константин Боровой, правозащитники Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина, Алексей Симонов, публицист и радиоведущий Яков Кротов,и священник АПЦ Глеб Якунин, а также писательница Алла Гербер, бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и многие другие правозащитники, журналисты и политики.


Выйдя из тюрьмы и пробыв на свободе около полутора лет, Борис Стомахин вновь был задержан на своей квартире 20 ноября 2012 года по обвинению в нарушении «антиэкстремистских» статей Уголовного кодекса. Поскольку сам Стомахин никогда не принимал участия в антиправительственных и, тем более, в террористических акциях, предметом нового обвинения стали исключительно его радикальные публикации, разоблачающие терроризм властей, правоохранительных органов и силовых структур. При этом личный блог и сайт, на которых публиковались инкриминируемые ему тексты, были рассмотрены следствием как «средства массовой информации».


Позже к списку обвинений публициста добавилось обвинение в разжигании ненависти к православным и «уничижительных оскорбительных номинаций святого» (из текста обвинения). Также Стомахин был обвинен в «приготовлении к публичному оправданию терроризма, совершенном с использованием СМИ», что выразилось, в частности, в «оправдании деятельности террористов, убивших Александра Второго» (!!!).


Второй арест и суд над диссидентом вызвал еще большую волну общественных протестов. Поскольку всех протестующих перечислить невозможно, упомяну имена самых известных: историк и социолог А.Д.Эпштейн, журналисты Даниил Коцюбинский и Владимир Прибыловский, бывший член Совета Федерации РФ Алексей Мананников, политик Константин Боровой, экс-президент Литвы Витаутас Ландсбергис, гендиректор портала Грани.ру Юлия Березовская, правозащитник Леонид Романков, публицист и радиоведущий Яков Кротов, блогер Михаил, Вербицкий, медиа-художник Алексей Плуцер-Сарно, Алексей Широпаев, журналист и писатель Аркадий Бабченко,, писательница Полина Жеребцова, поэтесса Алина Витухновская, Алла Дудаева, активист группы «Война» Пётр Верзилов, диссиденты Наталья Горбаневская, Андрей Деревянкин, Павел Люзаков, Александр Скобов,, Елена Санникова, Александр и Кирилл Подрабинеки.


Акции российской оппозиции, направленные на освобождение Стомахина, продолжались несколько лет не только в столице, но во многих городах страны и за рубежом. Более 300 представителей российской оппозиции и граждан других государств (из более 105 городов и более 18 стран) подписали обращение к российским властям с требованием освобождения Стомахина.


Дабы понять масштабы личности этого российского радикального диссидента, достаточно упомянуть, что день рождения Бориса Стомахина 24 августа, в 2013 году совпавший с началом очередного судилища, был объявлен «Всемирным днем защиты Стомахина» (World Stomakhin Day), а акции в его защиту под лозунгом «Нет преследованиям за мысли и слова!» прошли одновременно в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Ульяновске, Хельсинки (Финляндия), Тбилиси (Грузия), Кембридже (США, штат Массачусетс), а позднее — в Таллине, Ульяновске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других городах мира.


Мировое движение в защиту Стомахина не воспрепятствовало российскому суду еще дважды вынести ему суровые обвинительные приговоры исключительно за радикальное мировоззрение и неприятие существующей власти, то есть — за качества, основополагающие для либеральной демократии. Не удивительно, что на судах обвиняемый заявил, что не признает «ваши законы, ваш суд и ваш приговор». Фактически его обвиняли даже не в публикации мыслей в средствах массовой информации, а в «самиздате», то есть в свободных высказываниях, гарантированных конституцией страны.


Кстати, даже прокурор согласился, что твит обвиняемого не был зарегистрирован как СМИ, но заявил: «В результате осмотра листовок, которые были изъяты из квартиры Стомахина, было установлено, что на всех изданиях имеется одинаковое название. А значит, газета является средством массовой информации».


20 ноября 2013 года на Красной площади в Москве прошла акция к годовщине ареста Стомахина. Пятеро активистов развернули транспарант «Свободу Стомахину! Долой статью 282!». Двоих участников акции — Ильдара Дадина и Геннадия Строганова — на другой день приговорили к семи суткам ареста по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение законному требованию полицейского).


В 2017 году Борис Стомахин стал лауреатом премии «За мужество» имени Андрея Сахарова. В России был создан Международный комитет защиты Стомахина, а Европейский суд по правам человека в мае 2019 года признал, что страна нарушила статью 10 Европейской конвенции по правам человека о свободе выражения взглядов, однако Российская Федерация не выполнила решение ЕСПЧ. После освобождения в 2019 году Стомахин опасался очередного заключения и покинул РФ, попросив политического убежища в Украине, где он сегодня ждет права на получение украинского гражданства…


Ниже приведены некоторые высказывания и стихи Бориса Стомахина, причем сразу признаюсь, — далеко не самые «крутые»:


Эта страна пережила себя. Ее существование не нужно больше никому — ни оккупированным ею народам, ни ее собственному народу — и, более того, представляет собой смертельную угрозу для человечества. Спланированное убийство чеченского народа — только первое звено, наиболее заметный и зримый факт в цепи бесчисленных преступлений русской империи. Геноциду подвергались здесь не только народы Кавказа, но и стран Балтии, и Украины, медвежья лапа этого кровожадного хищника накрывала еще совсем недавно всю Среднюю Азию и Казахстан…


Русские кажутся порой со стороны безумным народом, порождающим по образу и подобию своему на каждых выборах каждые четыре года такое же безумное и такое же преступное государство. Они дошли до того, что законодательно, видите ли, запретили татарам переводить татарский язык на латиницу! По новому закону, принятому Госдумой, языки оккупированных народов России теперь должны использовать только алфавит оккупантов кириллицу. Чтобы, не дай бог, какая антироссийская крамола не просочилась, или, упаси господь, вообще мысль о независимости от Москвы. Мало кто оценил этот закон по достоинству, а ведь в нем одном уже смертный приговор империи, дошедшей до подобного маразма. Они пыжатся во всемирном масштабе, стучат своими коваными сапогами по трибунам ООН, демонстративно кидаются калом и переругиваются с ПАСЕ, на чем свет стоит поносят, брызжа слюной, Католическую церковь, нагло (вопреки всем международным правилам и правам) аннулируют визы западным журналистам и не впускают в страну много лет здесь проживших иностранных священников от католических до буддистских. А в их собственной стране место идеологического отдела ЦК КПСС давно и прочно заняла РПЦ — тоталитарная секта, созданная Сталиным в 1943 году под видом якобы возрождения православия и являвшаяся все советские годы фактически филиалом КГБ.


Россия назойливо командует, вмешивается, поучает весь мир, как надо жить. Преуспев только по части строительства ГУЛАГов и безумных, чудовищных расправ в них над собственным народом, эта страна по сей день (и сейчас еще больше, чем раньше) тешит свои мессианские комплексы, мнит себя Третьим Римом, единственно праведной цивилизацией, этаким пупом земли, призванным учить греховный Запад и весь прочий мир, как им жить. С упорством моськи Россия тявкает из подворотни на всех, в ком инстинктивно чует духовное превосходство над собой.


Считаю абсолютно преступным государство, допускающее посадки за слова.


Россия является врагом не только США, но и всего цивилизованного мира.


Это не дерьмо. Это будущее страны. Пятнадцатый год работает центрифуга: всё интеллектуальное и активное либо выдавливается в эмиграцию, либо вдалбливается в асфальт, обычный народ оскотинивается, а наверх прет русский гоммункулус — бессовестный, жесткий, жадный, тупой. Они же потом и схряпают «старую гвардию»... Гениальная фраза есть у Стругацких — того боятся, который в инкубаторе. Так эта дрянь уже начинает вылупляться.


Победа в Великой Отечественной окончательно развалила русских. И, естественно, позволила большевикам держаться до сих пор. Ведь Победа дала право думать, что путь правильный: лагеря, соцреализм и прочее. И бескультурье. Падение в будку. Мы выбрали «родное» рабство, рассчитывая на то, что у коммунистов оттает сердце. Дураки! Мы ввергли себя в большую глупость и униженность. Дело еще вот в чем: война не дает повод для геройства ни с той, ни с другой стороны. Война — это грязь и убийство на самом дне сознания. Геройство создают идеологические подонки. Выбор между двумя фашизмами. Что может быть мучительней?! Но я никогда не скажу, что выбор был сделан правильный. Раб на выбор не способен. Такова судьба. Раба.


Самая большая на земле империя, несколько столетий держащаяся исключительно на штыках русских колонизаторов, неминуемо распадется. Крах СССР — это не конец ее, а только начало распада. Кровавая, на предательстве, пытках и преступлениях построенная государственность Московского княжества и Российской империи обречена и должна уйти в историческое небытие.


Проблема России не во власти, а в населении. Как писала Новодворская, маниакально-депрессивный психоз оказался национальным характером...


После распада России останется то же население и трудно ожидать изменения его сознания. Ничего хорошего не приходится ждать и после распада России. Россия не может быть другой…


РУССКИЕ


Не люди, а тараканы,
И вся их «культура» — блеф.
Не могут жить без стакана
Мутанты всея РФ.
Холопы и мазохисты,
Рабы ФСБ. И вот —
Поставил себе чекиста
Вождем этот пьяный сброд.
Нелепо так жить и глупо,
Но, наперекор уму,
На «выборах» быдло тупо
Поверит опять ему.
Навеки неисправимы:
Ни чести, ни мозга в них.
А то, что «непобедимы» —
Не больше чем глупый миф!
Не стоит считать потерей,
Коль сгинут они совсем:
Свободней — в какой-то мере —
Нормальным вздохнется всем.


***
История страны — история болезни.
Еще Высоцкий пел об этом. Бесполезны
Попытки превратить тут в золото железо,
На коем ржа и кровь. Здесь не идут реформы,
Парламент, «суд», закон — здесь только для проформы.
Здесь древний рабства дух важнее новой формы.
Где Ленина портрет висел — теперь икона.
Угодники глядят с мобильных телефонов
И около руля лежат в авто салонах.


***
За допинг и вранье вас выгнали из спорта.
Осталось лишь спросить: тогда какого черта
Не гонят из ООН? Вы там того же сорта.
Здесь в моде алкоголь. Все в стельку постоянно.
Фанфурики, ура! Работать лучше пьяным.
Надежней — заодно — нет средства от Майдана.
Что делать с этим всем — великая загадка.
Сломать иглу в яйце, попасть стрелою в пятку —
Но КАК? Здесь власть во власть вцепилась мертвой хваткой.


***
На крытую тюрьму пока не отправляют, —
Еще все впереди, я это точно знаю.
Видать, и впрямь для них опасность представляю.
Уже я просидел четыре полных года,
Да с первым сроком — пять. Но выйти на свободу
Здесь некуда: всегда была тюрьмой народов
Россия — и сейчас такой же остается.
Народам наплевать, что скверно им живется:
Уменье зад лизать с рожденья здесь дается.


***
А выйдешь из тюрьмы — вокруг уж Рейх полнейший.
Вам выписан надзор. Извольте-ка, милейший,
Докладывать ментам любой свой шаг дальнейший!
Начало — от Орды, в развитье — Византия,
На пике — коммунизм… Шумят, галдят витии:
Все спорят, как спасти от Запада Россию.
Кто б Запад спас от вас! Пускай поставит НАТО
В балтийских странах полк (на каждую). Когда-то
Пора и москаля — лихого супостата —
Загнать опять туда, откуда он явился,
Пощады чтоб просил и Крымом подавился.
И я б тогда, глядишь, быстрей освободился!


***
Бессмыслица. Бессилье. Безнадега.
Сломали жизнь — и нечем отомстить.
Хоть уповай на черта, хоть на бога —
Но надо дальше этот воз тащить.
……………………………………



Стреножили, опутали, связали...
И ненависть в душе — да заткнут рот.
Кто настоящий враг их — точно знали,
Мне срок давая, мрази наперед.
Семь лет тюрьмы — не так уж много вроде.
Но перед тем еще ведь было пять.
А мысль о мщенье тонет, как в болоте:
Один — не сможешь, остальным — плевать...


***
Проблема главная России —
Не власть плохая, а народ.
Бесплодны всех реформ усилья,
Когда народ халяву ждет,


И день и ночь о ней мечтает,
Тиранам лижет сапоги
И цепи рабства прославляет
(В цепях не руки, а мозги).


Отчизна зла, обитель страха,
Страна воров и дураков,
Где правят кнут, топор и плаха
На протяжении веков.



Другие статьи в литературном дневнике: