Что такое ресентимент?

Игорь Гарин: литературный дневник

Ресентимент — это ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода.
Яков Кротов


На наших глазах дискурс обиды становится доминирующим в общественном поле, превращается в особый жанр российской политики.
Сергей Медведев


Утрата Небес дает полный простор ресентименту, порождающему бесчисленные нравственные искривления и подмены.
Алексей Буров


В переводе с французского ресентимент означает: злопамятность, озлобление, то бишь болезненное сознание тщетности попыток повысить свой статус. Википедия определяет ресентимент как «чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильную зависть». Подобным образом, социум создает образ «врага», дабы избавиться от чувства вины за собственные исторические неудачи.


Ресентимент — это жизненная философия неудачников, лузеров, проигрывающих, отстающих в историческом развитии.


Понятие ресентимента впервые было введено Фридрихом Ницше в его замечательной работе «К генеалогии морали». По мысли Ницше, ресентимент является определяющей характеристикой морали холопов, не способных к исторической деятельности, к изменению обстоятельств собственной жизни. Согласно Ницше, ресентимент, проявляет себя в «восстании рабов»: «Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция исходно является реакцией» («К генеалогии морали», 1:10).


Макс Шелер в классической работе «Ресентимент в структуре моралей» констатировал: «Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета».


Главный вопрос пьяни и рвани во время попойки — ты меня уважаешь? И когда на уважение родившимся на обочине жизни рассчитывать не приходится, что им остается, кроме каиновой ненависти к вездесущим врагам? Выброшенные на обочину жизни люди легко деградируют, то есть становятся носителями убийственного ресентимента. Постоянная ложь, бессмысленность и пустота жизни обычно заполняются «самыми примитивными силами и энергиями, простым продолжением низменного эгоизма, всеми типами злобы и зависти одинокого, жестокого, бессмысленного субъекта в бессмысленном мире».


Злая зависть, лютая ненависть к миру — одна из главнейших угроз всякому отмирающему социуму, потому что открывает дорогу человеческой разрушительности — деспотии, тирании, несвободе, войне, неудачникам, нацизму и большевизму.


Всё это порождает огромную патологическую недоверчивость, болезненную подозрительность и фрустрацию, из коих проистекают самые безумные конспирологические конструкты. Недогосударства широко пользуются конспирологией для манипуляции сознанием масс и организации деструктивных инициатив. Отсюда же — из ресентимента, из отсталости, из неконкурентоспособности — вытекают «вездесущие враги» и пресловутая «высокодуховность»…


Хочу обратить внимание читателей на важную особенность описываемого феномена, упущенную многими его исследователями. Независимо от социального устройства общества — демократического, тиранического или тоталитарного, — длительное функционирование ресентимента порождает у подверженных ему социальных слоев глубинное патологическое убеждение о внешнем или всемирном заговоре, вездесущих врагах, государственном рабстве и демоническом мироустройстве, что, в свою очередь, потворствует массовой человеческой деструктивности, ярко проявившейся, например, в недавнем бунте афроамериканцев в США.


Свидетельствует политолог Сергей Медведев: По сути дела, Россия — страна классического ресентимента. С одной стороны, в ней век за веком воспроизводятся различные формы сословного рабства — от крепостного права до советской прописки и нынешнего корпоративного государства, причем в государственном рабстве находится не только тягловое население, но и привилегированные классы, включая дворянство, которое обязано власти титулами, поместьями и самой своей жизнью, не говоря уже о промышленном и торговом сословиях, чья собственность всегда была условна, зависима от прихотей власти. В этих условиях в обществе развивается чувство обиды, невостребованности, непризнанного таланта, появляются такие ресентиментные фигуры, как «лишний человек» и «подпольный человек», показывающий в кармане фигу Хрустальному дворцу рационального мироустройства — а от него уже рукой подать до Петруши Верховенского, до террористов, бомбистов и нечаевщины…
Всё это лишь вариации на тему ресентимента, происходящего от неспособности изменить внешние обстоятельства своего существования, от невозможности догнать Запад, преодолеть собственную провинциальность. Бессилие выливается в демонизацию противника, в создание вымышленной реальности, где Россия в одиночку противостоит всему остальному миру».


Игорь Гарин



Другие статьи в литературном дневнике: