Полный бункер

Игорь Гарин: литературный дневник

А теперь прикиньте, каково ему. Понимать, что тебе теперь не будет на Земле места роднее, чем бункер в Алтае.


А теперь прикиньте, каково ему. Заглядывать в глаза всякому, кто ставит на стол тарелку с супом. Гадать, не смазал ли кто-нибудь ложку или бельишко бесцветной дрянью, ранее предназначавшейся Навальному. Думать, не заступил ли в ночную охрану человек по фамилии, допустим, Зубов. В каждом приближающемся военном видеть полковника Штауффенберга...


Знать, что весь список Forbes хочет твоей смерти, причем русский Forbes – за многолетние унижения смерти, по возможности мучительной. Знать, что твоей смерти (по возможности скорейшей) хочет и весь мир. Догадываться, что твое существование – большой геморрой даже для твоих собственных детей. Что быть твоим близким унизительно, да уже и опасно.


Понимать, что тебе теперь не будет на Земле места роднее, чем бункер в Алтае. Что ты уже под землей, в сущности. Что давно опостылевший Шойгу тоже может сдать однажды, когда припечет по-настоящему. Что тобой мечтает расплатиться с миром весь этот покорный Совет безопасности. Что крысы побегут с корабля вот-вот... уже побежали, постукивая хвостиками твоих банковских реквизитов. Что впереди у тебя – клетка или (см. выше).


И нет за душой ничего, что окупало бы страдания: ни идей, ни принципов, ничего. Что ты просто хотел сладко жить – и сам не понял, как это все случилось. Когда ты зашел в дьявольскую ловушку власти, из которой нет выхода... И хочется проснуться в Дрездене – молодым и с пивком в руках, а просыпаешься с оборвавшимся стариковским сердцем все там же, в бункере.


Прикиньте все это – и пожалейте его по-человечески.


А в следующую секунду поймите наконец, что отдать команду о ядерном ударе в таком раскладе – это совсем не страшно.


Виктор Шендерович


Россия проиграет. Решение Путина начать вторжение в Украину – самое тупое из всех возможных, это его личный эндшпиль и занавес


Решение Путина начать вторжение в Украину – это его личный эндшпиль и занавес, подводящий итог внешней политики РФ последних 15 лет.


Причем парадокс заключается в том, что за 15 лет им реально удалось достичь неплохих успехов в отдельных направлениях, например, на Ближнем Востоке. Даже последняя операция в Казахстане в январе считалась очень грамотным маневром в условиях политических торгов с США и КНР.


Однако решения Путина 21–24 февраля все это обнуляют. Они превращают ситуацию в игру с нулевой суммой и резко сужают для той же России коридор возможностей. Многие аналитики (и я в том числе) не думали, что именно этот сценарий будет реализован. Именно потому – что это самое банальное и тупое решение из всех возможных.


Это стратегический тупик, который, судя по всему, базировался на целом ряде просчетов.


1. Путин недооценил силу украинской армии и готовность правительства сопротивляться, считая, что все быстро сдадутся, а оборона слабая.


2. Путин недооценил уровень консолидации общества перед внешней угрозой. Другими словами, урок 2014–2015 годов был понят неверно или проигнорирован.


3. Путин отправил в утиль свой изначальный план давления по "Минску-2", который, в общем-то, не был плохим и с точки зрения позиционирования больше отвечал интересам РФ, чем то, что происходит сейчас.


4. Путин переоценил возможности своих войск, считая, что эту войну можно закончить быстро и эффектно.


5. Путин недооценил реакцию Запада, где решили сплотиться и ударить всем, что у них есть. Безусловно, к этому Россия готовилась, однако масштабы санкционного давления стали для многих неожиданностью.


Не важно, каким будет итог его военной кампании. Даже если представить, что они возьмут Киев и другие крупные города, они все равно проиграют. Потому что логика эскалации, в которую руководство РФ себя загнало своим вторжением, не предполагает никакой "победы", лишь тактическое моральное удовлетворение узкой группы лиц на самом верху российского политического Олимпа.


А дальше начнутся бедствия, связанные с девальвацией, дестабилизацией экономической обстановки, задержками продовольственных поставок, разрывом производственных цепочек, технологическим отставанием и так далее.


Постепенное сужение рынка приведет к росту социального напряжения и обострению борьбы за финансовые потоки, тем самым отправляя систему, выстроенную Путиным, в аут.


Другими словами, он получит ровно то, чего пытался не допустить последние 15 лет, бросая вызов западному миропорядку и доминированию США в европейской системе безопасности. Будет наоборот: союзники США сплотятся, позиции США на газовом рынке в ЕС вырастут – и Россия будет нейтрализована на какое-то время.


И даже если миропорядок все равно изменится в сторону многополюсного прагматического мира (этот процесс не остановлен), то Россия утратит возможность занять в нем какую-то отдельную нишу и претендовать на активную роль в качестве альтернативного центра влияния.


И еще кое-что. Риторика, которую избрало руководство РФ, тоже лишена какого-либо стратегического смысла. Вот это вот все: "нацисты", "геноцид", "фашисты", "националисты и наркоманы" – может быть хорошо для какой-то части внутренней аудитории, но далеко не для мирового сообщества.


Я далек от наивных фантазий о том, что в нашем мире все за демократию, свободу и только за добро и правду. В конце концов, я слишком долго изучал различные конфликты и политические процессы в других регионах, чтобы понимать, что это неправда. Везде есть ложь, жажда наживы и власти, манипуляции, несправедливые войны и так далее.


Однако Россия избрала самый топорный путь: объяснить все внутренними месседжами, которые понятны лишь одной части населения РФ, раскалывая в целом российское общество и настраивая против себя всех, даже умеренных и нейтралистов.


Итог: международная изоляция.


Да, не западные страны не вводили санкции против РФ, но и не слишком сильно спешили становиться на ее сторону, даже те государства, которые у нас считались их союзниками: Сербия, Китай, Иран, Венесуэла, Куба и остальные. Все либо петляют, либо выражают обеспокоенность, либо отмалчиваются, а это тоже симптоматично.


Короче говоря, никаких уроков от тех же военных кампаний США в Ираке в РФ не вынесли, хотя так много и упорно критиковали Вашингтон за их international adventurism. А получилось, что Москва, в общем-то, не сильно заморачивается и готова слить в унитаз свои достижения в угоду краткосрочным порывам Путина и части его "ястребов", недовольных тем, что они не получили то, что хотели сразу.


Поэтому Россия проиграет.


Главную выгоду от изменения регионального порядка в результате этого поражения получат все, кроме РФ, особенно Китай и США.


А мы можем спокойно помочь приблизить этот момент. И держаться, пока он не наступит. В это я верю.


ИЛИЯ КУСА


И еще: "Каждое величие России заканчивается хлебными карточками". Джо Байден.



Другие статьи в литературном дневнике: