***Пушкин не отказывает скептицизму (и фатализму, второму лицу «нашего просвещенного времени») в их правде. В некоторых моментах он полностью присоединяется к нему: особенно в том, что касается человека социального. На этого человека Пушкин смотрит достаточно безнадежно: О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха, Жрецы минутного, поклонники успеха! «Слепой и буйный век» всегда останется «слепым и буйным», и этим обоснованы политические взгляды зрелого Пушкина, его этатизм (совсем редкая среди русских художников позиция). Полиция необходима, цензура необходима, утверждает Пушкин, столько пострадавший и от того, и от другого. Такой взгляд на «людей», «детей ничтожных мира» был бы заурядной мизантропией, если бы Пушкин не знал другого, не социального человека – человека, «забывшего мир» и заботы о «презренной пользе», человека, возвращающегося к себе, к пенатам, к «часам неизъяснимых наслаждений», к «силе гармонии». Человека, погруженного в «чудный сон» или чудесным образом «пробужденного» (у Пушкина это два равнозначных описания вдохновения, забытья-пробужденности: Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. – и Я забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем. Человека, проходящего странную школу, где его любить, лелеять учат Не смертные, таинственные чувства. Человека, встретившегося с собой, научившегося «чтить самого себя».
тогда б не мог И мир существовать.
© Copyright: Екатерина Киппер, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|