***

Екатерина Киппер: литературный дневник


В последнее время на меня иногда нападают поистине безумные


люди, сверхкорректные в политическом отношении, которые


возмущаются, зачем же я вообще ставил оперы Вагнера, поэтому я


нашел на это многоуровневый ответ. Первая часть – это встречный


вопрос: почему Даниэль Баренбойм дирижировал оперой Вагнера и


даже привез ее в Израиль? Нет сомнений, Вагнер как частное лицо был


редкостным говнюком, и, что еще хуже, он был антисемитом. Однако не


следует делать его ответственным за Гитлера и Холокост, так же как


нельзя призвать Карла Маркса к ответу за Сталина. Музыка, которую


написал Вагнер, настолько великая, что мы не должны от нее


отворачиваться. Сходные вопросы о вине и всеобщее осуждение


возникли и по поводу Кински, когда его дочь Пола в своей книге


рассказала о кровосмесительной связи, на которую ее толкнул отец и


которая длилась многие годы. Пола, как, впрочем, и еще целый ряд


женщин в последнее время, попросила моего совета и поддержки,


прежде чем опубликовала книгу. Я абсолютно не сомневаюсь в


правдивости ее рассказа. Но разве из-за этого мне следует пересмотреть


свое эстетическое отношение к Кински и изъять из проката фильмы с


его участием? Я отвечаю на это двумя вопросами, хотя схожих


вопросов можно задать сколько угодно: должны ли мы удалить из


церквей и музеев картины Караваджо, потому что он был убийцей? И


второй вопрос: должны ли мы отбросить Ветхий Завет или хотя бы


Моисеево Пятикнижие, потому что Моисей в юности убил человека?


Обычно на меня смотрят с недоумением, потому что все говорят о


Библии, но мало кто ее читал.



Из мемуаров Вернера Херцога, классика немецкого кинематографа.



Другие статьи в литературном дневнике: