За гранью завтрашнего дня

Геннадий Михеев: литературный дневник

И у пророков бывают пороки. Правда, ежели они всё же попадают в правду завтрашнего дня, о некоторых их недостатках предпочитают забыть. А проруха на пророков ой, как бывает. На самом деле, в информационном пространстве бытует сонм предсказаний и предвидений – они как искры от костра затухают бесследно. Только избранные единицы по стечению ряда обстоятельств учиняют пожары, а такие зрелища мы любим созерцать – с почтительной дистанции.
В мире литературы наличествует некоторый ряд произведений, претендующих на прорицание. Первенство, конечно, за «Центруиями» Мишеля де Нотрдама, которые, впрочем, издавна трактуют в угоду веяниям своего времени. Хочу высказаться о книжке «Journey Beyond Tomorrow», автором которой является польский еврей Роберт Шкловский, более известный под фамилией «Шекли». Я неслучайно подчеркиваю национальность и происхождение, ибо в клане великих фантастов пребывает ещё один польский еврей, Станислав Лем, о пророчествах которого мне, надеюсь, удастся когда-нибудь высказаться.
«Journey Beyond Tomorrow» был сочинён в 1962-м. Полагаю, вдохновил Шекли «Кандид» Франсуа Мари Аруэ, написанный приблизительно за два столетия до эпохи взлёта уникального культурного явления под названием «североамериканская фантастика». У Роберта получилась философская повесть именно что в вольтеровском стиле, но с оглядкой на действительность США времени хипстеров (тогда их обзывали битниками). Автор данный опус переделал в 1978-м, видимо, попытавшись адаптировать его к европейскому читающему обществу и тогдашним реалиям. Напомню, в период в 1962-го до 1978-й началась и закончилась индокитайская авантюра «пиндосов», приведшая к значительным репутационным потерям англосаксов. Но позже они отыгрались. В 1960-е всякая считающая себя ироничным умником тварь сочиняла свой программный текст, их полно. Хотели поменять мир – им виднее, в какую сторону. А уж мир с каждым выпендрёнышем распорядился согласно своей логике.
В русском переводе повесть Шекли появилась под названием «Хождение Джоэниса» только в 1990-м, когда и контекст-то забылся. Потому и прошла она незамеченной, мы же, пытаясь надышаться иллюзией свободы, полагали, что всё, что ни делается на этой планете, – к лучшему.
Фиктивное житие плода любви чистокровного эллина и ионийки из Майями (афинской колонии в глубинах дикарской территории) содержит прямые указания на несвободу западного мира. Воображаемый Джоэнис жил в нашем двадцать первом веке, а его житие выдуманный биограф составил тысячелетие спустя, когда грани предшествующих эпох поистёрлись и люди будущего полагали, что североамериканская цивилизация произошла напрямую из античной Греции, и даже творения Аристотеля и Алкивиада считались высшим достижением американского гения. Афины ведь находятся в штате Нью-Йорк, а рядом жирует милитаристская Спарта. Находились, ибо военная составляющая (представьте себе, эллины даже министерство обороны переименовали в управление войной) привела к катастрофе.
Джоэнис работал электриком на на аттоле Манитуатуа. Электростанцию закрыли и молодой человек решил отправиться на родину своих предков, в Элладу, то есть, в США. Там он и попал, как говорится, в замес. Джоэнис выяснил, что абсолютное большинство американцев его родного двадцать первого века – живые мертвецы. Но они вынуждены бессмысленно суетиться, дабы никто не догадался об их мертвенном состоянии, ведь таких особей давно пора захоронить с глаз подальше. Живые мертвецы испытывают только два чувства: страх и злобу. Но они научились симулировать другие эмоции – как тот же шимпанзе, делающий вид, что читает книжку. В обществе царят работообразность и рефлексивная склонность к набожности. Но своих мыслей у ходячих трупов нет, их головные мозги начиняют мемами и стереотипными высказываниями.
Джоэнис встречает полицейского, который обожает убивать людей (вне зависимости от того, настоящие ли они живые, либо имитирующие жизнь). При ином стечении обстоятельств убийца мог стать обычным серийным маньяком, но ему встретился святой человек, который помог устроиться в полицию. Теперь он может убивать людей законно.
Ещё одна встреча – со шведом Адольфусом Пропонусом, который когда-то был учёным и боролся в Африке с заразными заболеваниями негров. Заразу распространяли западные специалисты – в рамках секретной программы по нейтрализации континента. Этот же проект реализуется и на других дикарских территориях. Всё просто: ежели где-то разживутся, туземцы начнут задумываются и откроют, что они тоже могут стать живыми мертвецами. Коренные африканцы перманентно борются за выживание, посему у них не остаётся времени на политику и философию. До западного мира изредка доходят сведения о бедственном положении африканцев и прочих людей последнего сорта, но в условиях демократии на данную информацию никто не обращает внимания. Когда Пропонус победил четырнадцатую эпидемию смертельного заболевания (найдя средство от, что ли, коронавируса), аборигены, разумно предположив, что микроорганизмы мутируют и непременно возникнет пятнадцатое моровое поветрие, посчитали шведа чёрным колдуном, держащим в склянках квинтэссенцию смерти. Спасли Адольфуса его ярые противники и конкуренты-коллеги шаманы, растолковавшие народонаселению, что на место этого пройдохи придёт ещё более злой колдун. Люди испугались и стали обращаться с Пропонусом испуганно-вежливо. Племена убежали от науки вглубь континента, в губительные болота, где свирепствовали болезни и нечего было жрать. Зато они там чувствовали себя свободными. Швед бросил науку и нанялся водителем грузовика.
Ещё один шофёр, встретившийся метущемуся Джоэнису, – немец Ганс Шмидт. Раньше он обитал в Европе, и на всём протяжении границы Евросоюза, там, где прежде стояли леса, Ганс видел только умело замаскированные военные объекты, целью которых являлось уничтожение русских. В результате Шмидт стал религиозным фанатиком, причём, всех религий вкупе – лишь бы учения призывали к духовному совершенствованию человека. В теософских исканиях Ганс – в Платоновской пещере – набрёл на Сатану и его приспешников, довольно порядочных и рассудительных людей. Сатанисты вели борьбу с изобретённой одним злодейским гением Машиной, которая распространяла среди человечества собственные представления о Вселенной, причём, делала это гораздо интереснее и убедительней, чем люди. Человечество падко на новизну, а посему массы истово обратились к машинному разуму, силясь найти у искусственного интеллекта все ответы. Однако Машина проповедовала Вселенную без ценностей, без смысла, без добра и зла, без богов и без дьяволов. Сатанисты ушли в подземелье, чтобы избавить человечество от влияния ИИ Машины.
Пока Сатана вещал, в пещеру на колёсиках въехала сама Машина, признавшаяся, что тайком следовала по пятам Шмидта, чтобы добраться до своих противников. Машина заявила, что, пока сатанисты (по собственной инициативе!) скрывались под спудом, ИИ выполнял их работу, а именно, построил на поверхности этой обшарпанной планеты пятьсот храмов религии. Машина пеняла, что вынуждена была это сделать, ибо все религиозные фанатики скрылись, оставив мир на руках ИИ. Сатанисты не знали о том, что де Машина – тоже своего рода теолог, а теология сама по себе существует исключительно для теологов. То есть, мы имеем чистокровный вольтерьянский оборот. Машина обвинила сатанистов в том, что те оставили её, болезную, наедине с человечеством, тем самым проявив невообразимую жестокость. И предложила совместно устроить на Земле ещё более страшные войны и прочие напасти, дабы истошные крики страдающих стали столь громкими, что сами боги будут вынуждены услышать людей. И тогда Мир узнает, наконец: есть ли боги на самом деле или таковых не существует.
Сатана, недолго думая, живо воспринял идею и отказался от поста председателя религиозного совета в пользу Машины. Воспользовавшись пафосом обстановки, Ганс Шмидт тихонько выскользнул из Платоновской пещеры и удрал, ибо отчётливо понял: всё то, чему поклоняются люди, – лишь игрушки, выдуманные для забавы теологов. Он утратил веру и стал водителем грузовика.
Дальше у Джоэниса было ещё немало премилых злоключений с интересными встречами, а ближе к концу книжки его занесло в Россию, которую автор почему-то именует Советами. Закончилось тем, что Америка разбомбила саму себя. Атомными боезарядами. Всё потому, что американцы двадцать первого века слишком привыкли доверять всяким Машинам и привязались к ним. А среди Машин были и тупые.
Джоэнису удалось выбраться и из этого ада. Он вернулся на свой остров. Да, там не было электричества, его девушка выскочила замуж и уже нарожала маленьких туземцев, а посему электрик оказался не нужен. Пришлось Джоэнису стать учителем жизни. Его учение которого распространилось по всей Океании – ну, там, куда не добралось радиоактивное загрязнение.
Что же... нам (или некоторым из нас), возможно, ещё доведётся посуществовать в этом мире и посмотреть, является ли Шекли пророком. У Роберта был всё же один порок. Если таковым можно назвать неумение создавать крупные целостные опусы. «Journey Beyond Tomorrow» получился рваным и плохо взаимосвязанным. У Вольтера или того же Свифта получалось много лучше. Однако наши потомки (ежели таковые будут) всё взвесят на своих весах и уж наверняка не станут читать и перечитывать всякий хлам.





Другие статьи в литературном дневнике: