*** Пришла на сайт летом 2007г. по ссылке из Яндекса, которая гласила :"Два лучших рассказа о любви"-"Инструктор" Аси Векшиной и Виктора Йога "Цветение черёмухи"(прошу прощения, если название исказила).Сайт понравился,сначала читала, позже зарегистрировалась и начала писать отклики. Рецензия на «Инструктор» (Ася Векшина) мне не следовало браться: мой вкус отличается от вкуса большинства (я прочел сотни рецензий и ясно вижу. Вообще, этот рассказ для читателей, умеющих любить сюжет, схватывать вещь в целом. А я все по мелочам Мне нравится фабула: немолодой мужчина, молодая женшина, она восстанавливается после сердечной драмы, он в середине житейской драмы, встречаются якобы случайно, он ее учит, расставание, неожиданное ожидание встречи, встреча… Сколько раз я это читал (или пытался записать) – не пере-счесть. Все равно нравится. Пару замечаний по композиции: Ее нарастающее беспокойство и поиски – композиционно хорошо, хотя язык подплывает. “…В этот момент я увидела Виктора, без шапки, с кудрями, припорошенными снегом, - подняв воротник темного длинного пальто, он шел мне навстречу.” “…Он спешит ко мне навстречу песню нежную поет…” Что-то в этом духе. У меня нет ощущение композиционного завершения. Немного ощущение, что мне поставили подножку, и я споткнулся. У меня не сложились образы. Ее подводит несколько казенный язык, небрежность и шаблонность выражений. “…К моим глазам подкатывали слезы. Я не хотела, чтобы Виктор их увидел…”. Или вот это: “…Просидела тридцать минут в прострации, думая о том, что надо пойти принять душ и выдвинуться ??? на работу…” так говорят?
И как он говорит: “…она ловко использовала его для шантажа и ран мне, зная, как безумно я к нему привязан…” Пожалуй меня смущают не отдельные выражения, а тон в целом, очень не ровный, у меня не возникает цельного чувства рассказа. Текст – не очень. Этот рассказ скорее для читателей, которые умеют схватывать вещь целиком, общее впечатление, может быть сюжет. Я так не могу. Я спотыкаюсь и запинаюсь. Например: “..парк был неестественно пуст: ветер носил обертки от чипсов и мороженого, ------- навстречу мне попалась только пожилая собачница с пудельком в вязаном жакете…” Вот если бы еще два-три перечисления после мороженного, потом точку или точку-с-запятой, потом пожилая собачница – как было бы хорошо. Сразу бы почувствовалось все, что она чувствует – без всяких обьяснений. Не смог освоить эту фразу. Что-это, откуда она знает, что 5 минут? “Голубые глаза на морщинистом, загорелом лице в обрамлении !!?? седых кудрей смотрели на меня внимательно..” У незнакомого автора я бы тут остановился и перешел к следующему… автору. Хотя мне нравится “…смотрели на меня внимательно..”. Пока – впечатление старого человека. Посмотрим дальше. “…Голосом врача-психотерапевта незнакомец произнес: - Вижу, что вам уже лучше. Если вы первый раз – не надо брать такой темп….” Начиная не верить. Голосом врача, учителя, тренера, но голос психотерапевта мне не слышится. “…Если вы первый раз – не надо брать такой темп. Понравилось: “…вам хотелось прыгнуть выше себя, а это редко кому удается….” “…Его звали Виктор. С ударением на «о». ???? Он жил неподалеку, и бегал по утрам и вечерам в этом парке энное количество лет, о которых он с улыбкой говорил: «много, очень много»….” Не понравилось “с ударением” как отдельная фраза; хотелось бы сжать последние две фразы в одну. В целом мне не пошел тон, интонация эпизода знакомства, язык показался несколько расхлябанным “…Мое решение все начать с чистого листа !!!??? после того, как ты объявил мне о том, что я могу радоваться – на этот раз ты купил билеты в один конец, - созрело не сразу. ..” Оказывается, все это – обращение к какому-то “Ты”. Не до, не после это не чувствуется. Пытаюсь увидеть персонаж по языку “начать с чистого листа..”, “…Полуобморочная дрема в вагоне метро /// с проездом своей остановки….” Довольно характерная фраза: половина – хорошая, половина – нет. “…Накачивание пивом или коктейлями в барах с подружками, со стрельбой глазами в сторону соседей по столику…” если это – стрельба – еще не начало с чистого листа, то опасаюсь подумать, каким будет начало. “…вместо сердца - треснувший сосуд, набитый ватой…” - так, берем на вооружение классику (сердце – треснувшая ваза). Но за этим )классическим) образом стоит важный смысл: разбита – склеена – выглядит целой, но – нальешь воды – потечет, развалится – нет, не целая, уже не будет никогда. Ничего этого нет во фразе из рассказа. Тогда зачем вам “треснувший сосуд”?? И у меня никак стилистически не сочетается сосуд с ватой. И чувство ваты – и сердца. Догадываюсь, что речь идет о некоем омертвлении чувств или чем-то подобном, но очень невнятный образ. “…Это закончилось, когда однажды июньским воскресеньем, проснувшись вне обыкновения около семи утра и выглянув в окно, сквозь отмытую дождем зелень листвы я увидела фигурку бегущей женщины…” бессоные ночи и все остальное закончилось в одно мгновение, когда героиня увидела почти-бегущую женщину??? “…Мой первый за много лет экскурс в спорт закончился отключкой на скамейке,..” “…Иногда он мастерски насвистывал что-то из классики….” Как меня дергает это “мастерски». Без него – хорошая деталь, с ним – немного фальшивый тон. ИМХО “…и у нас было немного времени, чтобы пообщаться…” Мне кажется, что простое “поговорить” почти всегда лучше, человечнее. “…Он почти не говорил о себе, что было странно для человека его возраста. “ – Хорошая деталь “…Виктор был потрясающ !!?? в своей подтянутости и молодом сиянии голубых глаз – “ выбор слов - дело вкуса. Не моего. “…так мог бы выглядеть старый Аполлон или Зевс-громовержец, только без этого несколько старомодного, но добротного спортивного обмундирования, …” “… Я без труда вставала утром, надевала купленный с премии вишневый спортивный костюм, который был назван Виктором «великолепным», (фу!) волосы отросли и болтались хвостом по ??? спине. “ “…Я иногда зачем-то смотрела вслед: его молодая спортивная поступь и «белые одежды» притягивали не только мой взгляд – на него оборачивались, а он не замечал – гордо развевались седые кудри….” А вот зачем тут слово “зачем-то”? Перехожу в конец На этом прекращаю комментировать язык. “…В этот момент я увидела Виктора, без шапки, с кудрями, припорошенными снегом, - подняв воротник темного длинного пальто, он шел мне навстречу.” “…Он спешит ко мне навстречу песню нежную поет…” Что-то в этом духе. уж очень – с чувством! У меня нет ощущение композиционного завершения. Я люблю экономию средств, но здесь ощущение, что мне поставили подножку, и я споткнулся. Знаете, этот рассказ сложился и записался как-то сразу.Но не могу сказать, что я совсем над ним не работала.Довольно мучительно правила. У вас в рецензии есть совершенно потрясающие и забавные ремарки: *выдвинуться ??? на работу…” так говорят?* Увы, так говорят.((( *если это – стрельба – еще не начало с чистого листа, то опасаюсь подумать, каким будет начало.* А каким будет конец?!))) *До смерти хочу увидеть старого Аполлона ---БЕЗ… добротного спортивного обмундирования - а то все попадается в каких-то суконных трусах и телогрейке.* Браво, Михаил! Перечилала фразу раза три, очень смеялась.))) Жаль, что вы споткнулись...Я не хотела.Приношу извинение за "подножку". Буду вычитывать и править, думать и переписывать.Не хотелось бы вообще терять эту историю. Добавить замечания. Еще несколько мелких, но важных замечаний. Вы пишите: "...Могу поспорить со множеством мелких деталий в описании Виктора, потому что у него был очень реальный визуальный прототип...." Но ведь это не важно! Возможно, в жизни говорят "выдвинуться НА работу". Но дело опять же не в этом. Складывается впечатление от героини (для меня плохо сочетающееся с "углубленной в себя"). "...И этот дисбаланс - ее-его истории.Ее истории, собственно, нет." понятно; но рассказ о ней, ав рассказе много - его. Композиция - коварная вешь. Смотришь на картину - валится на бок. Художник спорит - мол, мне эта деталь важнее. А я спорю - а мне это не интересно, картина-то валится (на бок!). Добавь что-нибуть, может птичку или овечку. Шучу. Добавить замечания. Все ваши замечания, за исключением облика героя (мне он видится именно таким),заставили меня на эту вещь посмотреть совершенно под другим углом. Добавить замечания. Добавить замечания. Добавить замечания. А интересно, какими другими (!) глазами Ася посмотрела? И где она их взяла? И какие у нее были глаза до? Вот в чем вопрос. Ася, это Вы думаете, что не влюбился, просто - напомнила. Символ!? Вы мне шутите! Во-первых, одно неотделимо от другого. Во-вторых, откуда Вам знать? Я про него больше знаю, все узнаю, все его трюки. © Copyright: Зоя Чепрасова, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|