лексика писателей 19 века была богаче...

Зоя Чепрасова: литературный дневник

словарный запас у писателей 19 века,не испорченных Интернетом,
был значительно богаче.
Утверждает Таня Коэн в журнале Метрополь.


***
Для кого вы пишете!?


единственный правильный ответ — вы пишете для себя.
Это не означает попустительства в духе «обожаю все свои буквы»,
наоборот, профи редко бывает удовлетворен своими текстами.
Среди телевизионщиков бытует печальное выражение «пипл хавает».

Оно значит, что ориентируясь на существующие вкусы аудитории,
вы наверняка будете клепать удобоваримую халтуру,
«среднюю температуру по больнице»,
и никогда не выработаете узнаваемый стиль.


Узнаваемый стиль
а) лучше продается
б) дает автору уверенность в себе и радость от процесса.
***


Где взять вдохновение!?


Пятерых гениев в вашем окружении оказаться не может чисто статистически,
а учиться стоит только у лучших из лучших.
Поэтому покиньте гнездо поэтов, которые «звонят лишь друг другу, обсуждая, насколько прекрасен наш круг» и обратитесь к настоящим писателям,
сколь угодно старым и мертвым.


Если Пришвин с Паустовским усыпляют, читайте Ильфа и Петрова.
Татьяна Толстая вам в помощь, а также Вайль, Мариенгоф, Довлатов, Набоков, Сорокин и сотни других. Не можете преодолеть воспитанное школой отвращение к классикам — читайте современников,
Шишкин, например, это такой маленький бледненький Набоков.


Но учтите, словарный запас у писателей 19 века, не испорченных Интернетом,
был значительно богаче.


***


Что делать, если письмо даётся нелегко!?


Поздравляю, значит, скорее всего, вы не графоман.
Только они с воплями восторга способны за час измарать
потоком своего сознания десять страниц и утверждать,
что получилось гениально.


Рецепты преодоления творческого тупняка:


* Сформулируйте идею материала в одном предложении. Идея статьи — это одна свежая мысль, которая раньше не приходила читателю в голову и которая озарила его после прочтения вашего труда.
Фактов и деталей может быть сколько угодно, но они вместе должны работать на одну финальную мысль.
Если не знаете, что хотите сказать читателю, не начинайте с ним говорить.


* Определитесь с жанром и вашей ролью в тексте.
Это портрет героя, репортаж, очерк, аналитическая статья,
расследование, гайд, обзор, критика?
Станете ли вы Вергилием в аду,
который покажет читателю-Данте самые интересные места?


Или текст будет стенд-апом, где тема оказывается сырьем
для ваших остроумных выводов?
Может, автора там вообще нет, и это мини-лекция о фактах.

Или наоборот, ваши эмоции сыграют решающую роль,
вы — шлем виртуальной реальности для читателя,
его чувствительный аватар.
Решите, от какого лица пойдет рассказ,
от традиционного третьего (Моисеев прошептал),
откровенного первого (я видела)
или хемингуэевского второго (вы не представляете).

Лучше осознанно определиться
с координатами и двигаться по вехам,
чем выложить все пережитое в файл
и таращиться на него,
пытаясь облечь ЭТО хоть в какой-то жанр.


* Набросайте план материала.


Набрасывать план — это не высотку строить,
в любой момент можно заменять элементы
и играться с их последовательностью.
Вначале это не план, а коробка с сокровищами
(сырья нужно только, чтобы хватило на пять материалов).


Высыпьте все, что у вас есть: прямая речь участников, оценки экспертов,
ваше описание атмосферы на месте события, бэкграунд, цифры,
аналоги события в реальности / литературе / кино, архивные документы,
идеи по эпиграфу, метафорам, иллюстрациям.


Когда есть общая идея материала и основная мысль каждого элемента,
план быстро складывается в нужной последовательности —
от неведения через факты к знанию,
от безразличия через информацию и эмпатию к позиции,
от скуки через развлечение к удовольствию.


* Не пытайтесь сразу родить чистовик.
Строчите что приходит в голову, лишь бы начать.
Как правило, автор приступает к сути в третьем-четвертом абзаце,
и опытный редактор не дрогнув выбрасывает
все эти «последние события вокруг N наводят на некоторые интересные размышления» и «когда я приехала в X,
желающие пооткровенничать на больную тему нашлись не сразу,
три дня я месила грязь, бродя по району, пока не встретила Y».


* Если кусок не дается, просто выбросьте его.


Не стопорите процесс, усугубляя подступающее отчаяние.
Как правило, ценность каждого слова в глазах автора преувеличена,
и читатель может спокойно обойтись
без половины вашего кровью сердца вычерченного контента.



* Если вы не гуманитарий и боитесь экрана с курсором,
как черт ладана, просто запишите на диктофон свое объяснение предмета статьи приятелю-гуманитарию и отдайте на расшифровку.

Так преодолевается заблуждение о том, что писать нужно иначе, чем говоришь.


Продолжение следует:
Здесь: http://mtrpl.ru/on-writing-well/



Другие статьи в литературном дневнике: