Надо же... Совершенно случайно сегодня прочитала р

Зоя Чепрасова: литературный дневник

«Крутится волчок...» (Светланы Малышевой)
и нашла , забытый мною, наш с нею любопытный диалог.


Побудило к прочтению рассказа и всех рец.
к нему точное, на мой взгляд,
мнение Дениса Плотникова, уважаемого мною, автора Прозы. ру.


Рецензия на «Крутится волчок...» (Светлана Малышева)


Очень неплохо написано. Не заметил ни одного ритмического сбоя.
"Я каюсь, Господи! Не делай мне больно" - сильный момент.
Впрочем, он не единственный. Концовка понравилась так сильно,
что оценка "хорошо" превратилась в "отлично".
Рассказ простой, конечно, без изысков и особенной глубины,
но в своем "жанре" это маст рид.
Из минусов могу отметить некоторую отстраненность
автора от своей героини, отстраненность совсем небольшая,
но это тот самый зазор, который мешает почувствовать
себя на ее месте, от чего "качество" сопереживания на порядок меньше.


Пономарев Денис 06.11.2019 23:00 •
*
Благодарю, Дэн. Отстраненность от героев у меня есть,
и наверное, всегда.
Я не проживаю ситуацию, а смотрю кино ))


Светлана Малышева 07.11.2019 09:11



***
Моя рецензия к рассказу:"Крутится волчок"Светланы Малышевой:


Светлана читается с волнением, сопереживательно.
Не задумываешься о правдоподобности, о достоверности деталей и ощущений.
Т.е. , подчиняясь тексту, сродни прослушиванию муз. произведения.
Но мне вспомнились сразу книги о длительном заплыве в океане, тоже вынужденном,
но добровольном.
Юрий Ветохин. Склонен к побегу.
Слава Курилов. Один в океане.
Ветохина я читала три года назад в С-Диего книгу, изданную в Нью-Йорке.
Теперь в Инете много материалов о Ветохине и Славе Курилове, есть также и тексты книг.
Книги объемные, возможно, тема вам не интересна, но несомненно главы, о их заплыве в качестве достоверного опыта ощущений, физических и моральных, будут любопытны.
Найти нетрудно в поисковике по имени авторов.
Они сбежали из СССР, Юрий в 79-ом, Слава в 74-ом с теплохода в круизе на Д.Востоке.
Юрий плыл более 20-ти час, Слава-двое суток. Оба готовились к испытаниям.
Они описывают очень подробно, что чувствовали, как перенесли плавание и об акулах тоже.


Ваш рассказ литературно-художественный, соответственно у меня, как читателя, совершенно разное эмоциональное восприятие трех текстов.
Физические муки героини,в сравнении с достоверным опытом, гораздо легче,
но в рассказе внимание акцентировано на психологическом состоянии персонажа.


У тех была цель, к которой они шли годы, готовясь к испытанию всесторонне.
У вас же не запланированный заплыв, экстремальный случай, когда моментально мобилизуется организм и дух человека.
Ну и.т.п.


С благодарностью к автору. Для меня это пример, писательского воображения,
как основы писательского таланта. Тот самый случай, когда над вымыслом слезами обольюсь. Когда образы, созданные писательским воображением, обретают плоть, помогают читателю совладать с важными жизненными вопросами.


Буквально на днях, перечитывала Грина, заинтересовавшись ссылкой на него в рассуждениях о "власти несбывшегося", и вновь, как в детстве, погрузилась в текст, сполна почувствовав магию романтичного очарования.


Так же с первых слов полонил и ваш рассказ.


Светлана, хотела коротенько, но Остапа понесло... У нас уж ночь.


Важно в рассказе вечная тема, воля человека к жизни.
Когда, "и умереть хочется, и жить хочется", даже если много лет,
якобы, жаждал смерти. Слова реальные, из жизни.


Всего доброго, Светлана!


Зоя Чепрасова 24.07.2013 01:03 •


Зоя, спасибо. Славу Курилова постараюсь найти в сети, интересны его воспоминания. Рассказ хочется доработать, добавляю в него понемногу то, сё... Но сложно уже внедряться в довольно плотную ткань повествования. Кстати, это и есть недостаток моей прозы - мало "воздуха".


Светлана Малышева 24.07.2013 09:40



Света, я вечером дам ссылки и цитаты.
Нашла еще в тему, инфу про многодневный заплыв.


Не знаю, занимаетесь ли вы таким спортом, знакомы ли с нравом океана, либо интуитивно
предугадали, но вы написали верно, т.е. н правильном пути.


Зоя Чепрасова 24.07.2013 10:30


Нрав океана скорее представляю, чем знаю. На море была два раза всего. Но впечатлений хватило! Столько всего пробуждает в мыслях неохватный простор, что хотелось куда-нибудь это скинуть однажды. Немножко было в Египтянине про море, и вот здесь попыталась.
За ссылки буду благодарна.


Светлана Малышева 24.07.2013 12:48


*
Олег Софиняк.


http://www.dominicanoff.com/forum/f97/10025.htm


Отчаянный Олег Софяник; новый подвиг
*Тогда начинаю вслух читать молитву. Мобилизирует,
как будто открывается второе дыхание».*


*… незащищенным телом — меня изжалили полчища мелких медуз. Высокая концентрация соли в море делала боль особенно острой. Стал надевать так называемый мокрый гидрокостюм — он защитил от медуз и ядовитых водорослей, вызывающих на коже химические ожоги и раздражения. Кроме того, гидрокостюм придает твоему телу больше обтекаемости: плывешь быстрее, затрачивая меньше усилий.*


*… При таких больших физических и психологических перегрузках совсем не хочется есть.,,,*


*…Но я ни разу не бежал от акул. Побороть страх помогала молитва….*
*…, животное каким-то неведомым образом улавливает панику,
психологический паралич, и это становится толчком к нападению….*


* Плыть начинал под вечер — в полпятого-шесть и продолжал до утра. В это время жара немного спадает, нет опасности получить солнечный удар и ожоги кожи. Но последние двое суток дул сильный попутный ветер и было облачно, поэтому я не сходил с дистанции и днем, отводя на отдых всего четыре часа.*


*Мне еще повезло — все четыре дня, пока продолжался этот ультрамарафон, стояла облачная погода, даже лил дождь, и это спасало от солнечных ожогов. Температура воды была 21 градус. В Сиамском заливе в 29-градусной «горячей» воде плыть гораздо тяжелее, хотя далеко от берега она немного прохладнее — 25-26.*


*…в сентябре прошлого года больше двух суток — 54 часа — без сна и отдыха в одиночку проплыл вдоль берега Крыма с привязанной к телу маленькой резиновой лодкой. На ней находился термос с питьем, немного фиников, шоколада и мобильный телефон, который я укрыл от воды в банке из-под кофе. Тут нужно сказать, что во время таких испытаний организм настолько мобилизуется, что спать не хочется. Выйдя на берег после столь изнурительного плавания, чувствуешь себя, как правило, сносно. Но через час-другой наваливается страшная усталость. Еле удается встать с кровати. Аппетита нет совершенно. Компот, сок кажутся пресными.*


Открыть по ссылке. В начале об Олеге. Потом про других персон. Прокрутить вниз,
там опять об Олеге, как раз подробнее о заплывах.



Оказывается, хорошо, что вы успели одеть ГГ в гидрокостюм, правильно,
что она вспомнила о молитвах, ну и об акулах...



У Юрия Ветохина можно прочитать, главы о пребывании в море,
как он выплывал к берегу.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=5606
Ветохин Ю. А. Склонен к побегу / рис. Д. Мортон, Ю. А. Ветохина. - :
Изд. авт., 1983. - , 545 с. : ил.


Глава 58. День Побега.
Глава 59. В Молуккском море.
Глава 60. Экзотический остров.


*** После моего заплыва в Молуккском море я могу утверждать, что акул оклеветали.


Правда, я — не первый человек, который делает подобное заявление.
Среди многих книг об акулах, прочитанных мною в порядке подготовки к марафонскому заплыву, была одна, названия которой я, к сожалению, не помню. Автор книги, американец, с чисто американской деловитостью заявлял, что в мире не было ни одного случая, который бы математически точно подтверждал, что акула напала на человека.
И дальше он пояснял, что все страшные рассказы об агрессивности и кровожадности акул по отношению к
человеку были основаны на недостоверных показаниях третьих лиц и никогда не шли от первого лица и необходимого числа по-настоящему достоверных свидетелей. Я полностью с ним согласен.***


Слава Курилов-удивительный человек. Его книгу интересно, позновательно и полезно всю прочитать.
Я оказывается сохранила её, а глава о Боге у меня плюсом отдельно
сохранена.
Найти в Инете можно даже видео о Курилове.


Бежавших морем, даже удачливых было много.
В т.ч. две девушки тоже сбежали с круизного теплохода и приплыли в Сидней.


Зоя Чепрасова 24.07.2013 18:22


У Ветохина.
*...Однако, не дожидаясь полисмена, переводчик сам задал мне вопрос,
который больше всего интересовал присутствующих:


— Откуда вы появились на нашем острове?


— Я приплыл на остров с советского теплохода.


— А почему вас не съели акулы?


— Потому что мне помог Господь, — ответил я и перекрестился.


— Конечно, Господь! — воскликнул переводчик убежденно и тоже перекрестился, ...*


Зоя Чепрасова 24.07.2013 18:28


!!!
Ну надо же! И правда, во многих случаях я прямо в точку попала! Например, про пасмурную погоду. Даже не задумалась, почему она у меня должна быть пасмурной, а оказывается - чтобы ГГ не получила солнечных ожогов! Про гидрокостюм тоже. Но о нём я знала, потому что консультировалась со спецом. Он мне и подсказал, что гидрокостюм спасает от холода и яда морс.обитателей.


Зоя, спасибо за ссылки и обширные цитаты!


Светлана Малышева 24.07.2013 18:44



*
У Ветохина.


*Время шло и появились новые проблемы. Одной из них оказалась боль в глазах. Морская вода разъела мне глаза и теперь боль стала невыносимой. Я вынужден был закрыть глаза и плыл некоторое время с закрытыми глазами.*
*Видимо от переутомления мысли мои скакали с одного предмета на другой. ...
Я и раньше замечал, что медленный темп марафонского заплыва как-то синхронно воздействует на работу мозга. Мысли во время заплыва текут тоже медленно и как-то вяло. Видимо для дилетанта такая фраза звучит если не кощунственно, то весьма необычно: прислушиваясь к равномерному темпу своего неторопливого брасса — я захотел спать. В таком полусонном состоянии я чуть не столкнулся с очередным встреченным мною животным. В самый последний момент сильным гребком я увернулся от столкновения. А ведь если бы я толкнул животное, то оно могло бы дать сдачи! И было бы право по всем законам: и по рыбьим и по человечьим!*


Про питьё морской воды тоже где-то было,
но про несколько глоткови, помнится, якобы, это не опасно.


Светлана, прочитала ещё раз рассказ,
уже оснащённая инфой про заплывы в открытом море.


классный рассказ по эмоциональному воздействию.
И, хочется сказать громко: " Я верю!"
Вы, как автор, управляете мною, я погружаюсь в рассказ.


Ваша ГГ плавала в ожидании спасения.


У тех была цель, приплыть к обитаемому берегу.
Они именно плыли, борясь с течениями.
Ваша ГГ почему-то не подумала управлять собой.


У Ветохина мыслей об акулах много. Оказывается, важно не иметь царапин.
Красный, яркий цвет их отпугивает, не рекомендуется менять положение тела, стиль плавания.


Зоя Чепрасова 24.07.2013 18:58



Щас подумала, что если бы я писала, основательно покопавшись в специальной литературе, то было бы точнее и мотивированнее, почему акула не нападала, а девушка продержалась пять дней без воды и еды, но вместе с тем, это было бы слишком нарочитым и... правильным, что ли. Писала, отталкиваясь только от своего "я", т.е. что бы _я_ делала, как бы я себя вела в такой ситуации. А я не знаю большую часть того, что надо бы об этом знать :)


Светлана Малышева 24.07.2013 19:05


*
Да, да, я тоже об этом подумала!
Классно, не первый раз встречаю,
что интуиция хорошего писателя не подводит.
Что и ценно.



Вчера прочитала на сон грядущий и застряла на нём.
Сейчас на свежую голову, даже после дневного сна и прогулки.
Ещё больше очарована.
Мне кажется у вас в этом рассказе даже стиль нЕсколько другой.
Легче, естественнее, действительно, как на одном дыхании, хотя,
наверное это не так, работали над текстом не в один присест.
Может не хватает чуточку драматизма в думах о маме, муже.
Может, обрывками мыслей, что-то невысказанное, недосказанное.
У вас чуточку прозаично, схематично.


Зоя Чепрасова 24.07.2013 19:20


Вчера прочитала все рец. на К2.
Сейчас прочитала за Фарби ещё раз Зелёного Ила.
Да, классная рец. Кстати, я тоже хотела сказать нечто подобное о героине.
Именно такой она вырисовывается, представляется.
Ил воссоздал её портрет.


Нет, вертолёт я учухала с первого прочтения.
Хотя, до, уже успело в голове пронестись мысли о следующем приходе акулы.
Но почему-то мне показалось, что ГГ ещё раз выдержит, подстроится к акуле...


Где БК, что бы он сказал?!


Зоя Чепрасова 24.07.2013 19:30


Маму, мужа и отца добавила на днях буквально.
Поэтому они пока не вписались туда.
Если интересно, то можете прочитать первый вариант,
который на конкурс написан: http://www.proza.ru/2013/07/11/514


Там условие было - только два действующих лица,
без какого бы то ни было упоминания третьих лиц (даже в мыслях).
И неологизмов 10 штук :)


Светлана Малышева 24.07.2013 19:33


БК мне шепнул, что своё место
(первое в народном голосовании) я заняла по праву )))


Светлана Малышева 24.07.2013 19:34


Без конкретных мыслей о муже, матери и отце, на мой взгляд, лучше.
мой муж тоже старше меня, но я бы в экстремальную мин.
не конкретизировала кол-во лет.
В какие-то моменты разница в возрасте принципиальный вопрос,
а вообще-то в семейной жизни это стирается.
Всё идёт на равных.
Непонятно о ребёнке. Это её мечта, вроде, не беременность, которую муж не принял.
В общем, всего-то несколько фраз, а мыслей вокруг безответных, непонятных много.
Вот ГГ сразу принимаешь сильной, волевой, цельной натурой без лишних слов.
Ну, ладно, а то и сегодня припозднюсь. У нас уж полночь близится...


Зоя Чепрасова 24.07.2013 20:35


Мысли о семье подумаю, как лучше дать.
Пока так. чтоб не забылось


Светлана Малышева 24.07.2013 21:16



Скажу, что и по прошествии лет, рассказ читается
с интересом, с волнением и сопереживанием.


Надеешься, что прилетели вертолёты для спасения,
не ангелы для утешительного сопровождения ...



Другие статьи в литературном дневнике: