Феликс Кузнецов о черновиках ТихогоДона

Зоя Чепрасова: литературный дневник

Открытая студия. Сергей Шаркунов.


Феликс Кузнецов.
Писатель, литературовед, член-корреспондент РАН о найденных им черновиках «Тихого Дона», дружбе с «шестидесятниками» и «деревенщиками», надежде на сильную Россию


Фрагмент из беседы:


С(ергей).Ш(аргунов).: — Вы знаете, здесь много вопросов о ваших важнейших и подробнейших изысканиях, связанных с «Тихим Доном» и с Михаилом Шолоховым. У меня есть ваш подарок — громадная книга на эту тему. Вы воспроизводите буквально черновики Михаила Шолохова. Это по-своему детективная история. Эти черновики подтверждают то, что именно он был автором «Тихого Дона». Почему вы решили взяться за эту тему? И какие были все-таки самые яркие открытия на этом пути?



Ф(еликс).К(узнецов).: — Я вам скажу, что я пришел к Шолохову с большим опозданием, потому что я должен был пройти вот этот путь. Значит, путь, так сказать, молодости. Потом путь воспитания патриотической литературой и скажу вам, что Коля Рубцов, в какой-то степени я его открыл. Наши деревни в 50 километров одна от другой. И когда меня, значит, Кожанов пригласил на чтение стихов студентам литинститута, я услышал наш диалект, который я утратил, наш родной вологодский, тотемский северный диалект. Я подошел и говорю: «Ты откуда?». Он говорит: «Из Вологды». Я говорю: «С самой?» «Тебе-то что? Все равно не знаешь». «Может быть, и знаю». «Ну, из Тотема я». «И я из Тотема», говорю. «Феликс?». Я говорю: «Да». И мы обнялись. Потому что я был там легендарной фигурой по ряду причин. Не буду углубляться. И вот через Рубцов, через Белова, через Федора Абрамова, который молился на Шолохова. Шолохов очень любил Белова. Значит, это все меня вело, привело к Шолохову. Почему? Потому что они в большинстве своем росли из Шолохова. И Шолохов их поддерживал незримо. Они все время ощущали эту поддержку. Он, так сказать, был их, как говорят в еврейской среде, ребе. Он был их духовным отцом. В этом нет никакого преувеличения. Это действительно, так оно и есть. Ну, Солженицын был духовным отцом, скажем, для Солоухина Володи. Когда мы были с ним в Штатах, он уезжал на три дня, чтобы навестить Солженицына и повидаться с ним. Они очень дружили. Я пришел к Шолохову через свою профессиональную деятельность. Когда я пришел в Институт мировой литературы, мы создали шолоховскую группу, начали готовить академическое собрание, но сразу уперлись в проблему отсутствия рукописей. Нам эти рукописи предложили купить за полмиллиона долларов. Я сказал, что это нереально. Я позвонил Геннадию Андреевичу Зюганову. Он сказал: «Феликс, а где я возьму такие деньги? Это исключено». Появляется стать в «Известиях» — «Тихий Дон течет на Запад», где сообщается о том, что поскольку в России не нашлось денег, чтобы заплатить необходимую сумму за выкуп этих рукописей, их начинают по частям продавать на Запад. Тогда я обращаюсь в Министерство внутренних дел и прошу помочь разыскать человека, у которого хранится «Тихий Дон». И через них, с их помощью, мы узнаем, что человек, у которого хранилась рукопись «Тихого Дона», вдова писателя, у которой оставил Шолохов эти рукописи еще в 20-е годы, когда была комиссия по этому вопросу. Эта женщина умерла. И дочь ее тоже умерла. И наследница — племянница этой женщины. Мы выходим на эту племянницу, рукописи «Тихого Дона» лежат у нее в холодильнике. Далее нам пришлось провести экспертизу, установить подлинность, факты, обратиться к родным, к близким Шолохова, которого уже не было в жизни, чтобы они дали согласие, потому что они собственники этой рукописи. Я сказал, что если вы не дадите согласия, то это может уйти на Запад. Вот статья. И они для того, чтобы спасти, отказались от этих денег. Я написал письмо, в ту пору она была руководителем совета по русскому языку, Валентине Матвиенко, сейчас главе Совета Федерации. Написал, что обнаружена рукопись, нужно 50 тысяч долларов заплатить, спасти честь Шолохова. Она взяла письмо, вышла, вернулась обратно. Это было в Белом доме, когда Путин был председателем Правительства. Она сказала переписать это письмо на имя Владимира Владимировича Путина. Через неделю мы получили распоряжение Министерства финансов, в трудную эпоху, так сказать, кризиса и безденежья в стране, выделить Академии Наук 50 тысяч долларов для выкупа рукописей «Тихого Дона». Отсюда, так сказать, я пришел к Шолохову, начал свой путь для защиты его доброго имени и чести. Потому что когда в 1974 году в Париже вышла книга под инициалами Д*. Стремя «Тихого Дона» с предисловием Солженицына «Невырванная тайна» и Симонов, который с Шолоховым был на ножах, они очень не любили друг друга, но был очень честным человеком, он пошел в архив и прочитал того Крюкова, те вещи Крюкова, которые были в Ленинке. И решил дать интервью журналу «Шпигель». Журнал «Шпигель» опубликовал интервью Симонова в защиту имени Шолохова. «Литературная газета» обратилась в ЦК с просьбой опубликовать это интервью. Суслов сказал: «Советский народ знает, кто написал «Тихий Дон». И запретил печатать. И с этого времени, с 74-го года, только «Голоса» изо дня в день давали эту клевету на Шолохова. И только белая эмиграция в лице Струве Глеба Петровича, который был профессором Калифорнийского университета, другие белые эмигранты первой и второй волны выступили в защиту. Была создана группа славистов по поручению Нобелевского комитета, которая математическим анализом доказала, что это текст Шолохова. Только после смерти Суслова это было напечатано.


С.Ш.: — Но главное, что оказались найдены черновики, в которых видна большая работа писателя над книгой.
Ф.К.: — Но дело в том, что помимо черновиков еще удалось получить два следственных дела по прототипам, по героям Шолохова. Удалось показать, что это документальная книга о Вешенском восстании, которое было одним из самых тяжелых для советской власти. И Суслов не давал ходу спора в защиту имени Шолохова, чтобы не вытаскивать на публичный спор проблему, о чем на самом деле написан «Тихий Дон».


***
Полная версия на видео «Открытой студии».
https://svpressa.ru/online/sptv/118633/?ysclid=lsbpjuyc3b671821896



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.02.2024. ***
  • 16.02.2024. ***
  • 07.02.2024. Феликс Кузнецов о черновиках ТихогоДона