...Впрочем, что же такое мат? Слова четырех
корней? Или смертельный посыл, который
можно из них составить? Слово или действие?
Звук или ругательство? Если я произношу
матерное слово в его первичном значении, оно
из языка ненависти может обратиться в язык
любви. Русский мат очищен от фекальных масс,
свойственных ругательствам большинства
европейских языков. Он может быть чисто
эротичным. Продвинутые молодые люди нашего
времени с этим хорошо знакомы. Такой мат
нелепо запрещать. Что же касается посыла, то
его действие с течением времени становилось
значительно более локализованным.
Матерным посылом, означающим ненависть,
пользуются в основном в тюрьмах,
неблагополучных семьях и в тех классах,
которые когда-то совершили октябрьскую
революцию. Часто эти три группы
пересекаются. Когда ребенок живет в
неблагополучной семье, где пьяный отец бьет
мать и при этом дико матерится, а ребенок в
ужасе рыдает, мат для ребенка превращается в
идею мировой войны. Люди из таких семей,
сделав несколько социальных усилий, став
учителями, докторами, спортсменами или
наконец народными избранниками, свирепо
ненавидят мат за уродство своего детства.
Вообще, первое поколение вышедших из народа
людей, мещан в старом добром понимании
этого слова, ненавидит свои корни и старается
всячески отличиться от люмпенов. Дума, во
многом состоящая из таких уважаемых людей,
продемонстрировала свое сословное чутье и
прокляла мат.
Совершенно иначе к мату относились в России
аристократы, купцы, вообще состоявшиеся
люди. Не зря Никита Михалков, с которым я
редко соглашаюсь, справедливо вступился за
мат. Мат в его воспитании явно не играл
разрушительной роли. Напротив, в русской
аристократической культуре мат имел функцию
мата-игрушки, который от Баркова до
Серебряного века веселил людей. Русские
писатели, как западники, так и почвенники,
ценили природную силу и выразительность
мата. Русский мат — это целый архипелаг. Это
размножение противоположных значений,
демонстрация подвижности и морфологической
гибкости русского языка. Мат лаконичен и
чрезмерен, конкретен и совершенно абстрактен.
О мате замечательно писал Достоевский в
«Дневнике писателя», им пользовался Пушкин в
юмористических стихах, он был не чужд в
поэзии, прозе, письмах Тургеневу, Чехову,
Розанову, Маяковскому, Есенину — всем тем,
кто чувствовал русское слово.
Запрет на мат воскрешает мат в его функции
ненависти. Мат наливается энергией словесной
войны, он требует жертв. В наши дни, когда эхо
войны перестает быть пустой метафорой и
насыщается смыслом, мат из языка немытых
электричек превращается в смертоносный язык
полевых командиров, приказов и расправ. Да и
вражда государств не чужда этой функции
мата. Есть дьявольская насмешка в том, что
Дума ханжески запрещает мат в кино,
литературе, театре тогда, когда мат,
вырвавшись на свободу, призван обеспечить
защиту, моральный тыл, победу враждующих
между собой близких по крови и матерным
словам людей соседних стран.
Виктор Ерофеев http://www.snob.ru/selected/entry/78079