Об Спинозе и ваще...

Се Колевков: литературный дневник

... Спиноза говорит, что Бог вовсе не спускал
никаких законов праведной жизни человеку –
чтобы потом вознаграждать человека за их
исполнение. Или наказывать за неисполнение.
Вообще, законы Бога, поскольку они законы
природы, нельзя нарушить в принципе. Человек
– часть природы и потому должен следовать
законам природы по умолчанию, и только ее и
слушать (это уже Диоген).
Но дальше Спиноза дает подробную инструкцию
к автомашине под названием «человек».
Итак, тело человека – это как бы корпус
автомобиля. Педаль газа – это наши эмоции.
Страсти это бензин, который делает возможным
взрыв в камере сгорания и делает возможым
эмоции. А цель поездки - удовольствие.
Удовольствие это способ природы показать
нам, куда двигаться, какую дорогу выбрать,
чтобы найти счастье, это указатель того, что мы
едем по правильной дороге.
Но если слишком сильно давить на газ эмоций,
стремясь к удовольствиям, то поворот к
счастью можно проскочить, или вообще улететь
в канаву, или врезаться в столб. Поэтому
Спиноза пишет в своей инструкции: есть в
машине и педаль тормоза – разум. Разум
модерирует эмоции и страсти, тормозит их,
если надо, и позволяет найти наиболее удобную
и короткую дорогу к счастью.
И еще очень важная задача есть у разума:
понять, что он НЕ может контролировать, - ну,
чтобы избежать ненужных волнений и
страданий. (Это чистый Эпиктет, то есть опять
стоики).
Но страсти сильны, просто разумом их часто не
осилить, - понимает Спиноза. И тогда он
предлагает, как учил Воланд, «лечить подобное
подобным». Эмоции сдерживать эмоциями. Это
как? А вот как: культивировать в себе любовь к
Богу. Любовь к Богу – это страсть разума, его
эмоция. В отличии от обычных эмоций, которые
своими объемами и влиянием на человека не
соответствуют «масштабу бедствия», любовь к
Богу всегда откалибрована четко - по Богу.
И вот, мне нравится аргумент Спинозы:
поскольку мы – часть Бога, то эта наша любовь
к Богу есть любовь Бога к самому себе. И
одновременно любовь нас самих к самим себе.
То есть, смысл такой: полюби себя, и полюбишь
Вселенную.
При этом Спиноза пишет, что Бог вовсе не
обязан любить человечество. Не обязан
отвечать ему любовью на любовь. Как,
впрочем, и ненавистью на ненависть к себе. Бог
у Спинозы на отвечает на молитвы, не делает
чудес. Вы же не думаете постоянно о том,
чтобы облегчить жизнь маленькой клеточки в
эпителии мизинца на вашей левой ноге? При
этом любите ее, конечно, - просто руки не
доходят, да и в голову как-то не приходило.
То есть, Бог у Спинозы не Отец, не Сын и не
Дух. И не человек. Бог – сам мир. Сама
природа. Она уже дала человеку все, что ему
нужно. И дала разум, чтобы это понять.
Все уже ЕСТЬ, поэтому у жизни нет никакой
потайной «цели», «смысла». Мы всегда в лучшей
для себя точке и в лучших для себя
обстоятельствах. (Опять даосизм и стоицизм).
Это еще не материализм, но увлечение наукой
сделает свое дело.
Спиноза также прислал нам и утешительную
новость: мы не умрем, ничто не кончается,
разум не может быть уничтожен. Но загробная
жизнь, по Спинозе, не предполагает сохранения
индивидуальной памяти или личностных
характеристик. Мы просто потеряем свои
формы и все вернемся в изначальный комок
пластилина, тому источнику-Богу, из котрого
появились.
Кто мы сами на земле? Мы сгустки, состоящие
из желаний того, чего у нас нет, и сожалений о
том, что когда-то было (это уже буддизм).
Зачем это все нам, когда мы уйдем? Не зачем.
21 февраля 1677 года хозяин жилья, которое
снимал Спиноза, обнаружил философа дома
мертвым. Спинозу погубила мельчайшая
стекольная пыль, которая двадцать лет
скапливалась в его легких от постоянной работы
на станке по огранке линз. Всю жизнь он
настаивал на том, что надо «прояснить людям
зрение» (во всех смыслах), и вот, сам погиб от
побочного продукта этого «прояснения». Очень
поэтично и очень символично. Его учение другие
будут скрупулезно дорабатывать, пока из него
не польется ужас.
Что же касается утверждения Спинозы, что все
вещи все время ЕСТЬ, что мы не исчезаем после
смерти, что мы пребываем в вечной сущности
природы... Странный и вычурный способ
сказать истину: нас нет, и никогда не было. Мы
никогда не рождались, и никогда не умрем.
Мне кажется, сказать «Всегда ЕСТЬ» это тоже
самое что сказать: никогда не было. И нет. И не
будет. Но это уже совсем другая история...
Алексей Смирнов.
http://www.snob.ru/profile/28097/blog/78727



Другие статьи в литературном дневнике: