Да, это требует разъяснения, и это одна из
наиболее часто обсуждаемых тем на
протяжении многих столетий: если просветление
внезапно, это означает, что для просветления
не требуется причины. Если причина существует,
вначале должна быть причина, а затем должно
следовать просветление.
Наука верит в причинно-следственную связь.
Обеспечив все необходимые факторы, вы
ожидаете неизбежных последствий. Но дзэн,
когда речь идет о внезапном просветлении,
отбрасывает идею причинно-следственной
зависимости. Не существует причины, ведущей
к просветлению, - и Хякудзё говорит об этом
открыто. Если нет причины, нет и никакой
причинно-следственной зависимости для
просветления. Дело в том, что просветление не
есть следствие. Здесь причина и следствие
соединены вместе. Просветление не есть
следствие какой-то причины; оно уже здесь.
Следствие же всегда в будущем.
То, что уже здесь, не требует никакой причины.
Оно лишь должно попасть в ваше поле зрения.
Это не есть причина. Это требует лишь
вспоминания. Это не причина. То, что уже здесь
- в это самое мгновение, - не требует никакой
причинно-следственной зависимости.
Причинно-следственная связь производит
нечто. Но здесь ничего не производится, оно
уже здесь - нужно лишь проснуться и увидеть.
Чтобы увидеть, не нужна причинность - вы
должны это понять. Вот почему ни один метод,
ни один прием не гарантирует, что вы придете к
просветлению. Единственное, что я могу
сделать, - это запустить в вас некий процесс,
благодаря которому вы научитесь смотреть
вглубь себя. Я могу сделать так, что вы начнете
смотреть вглубь себя, но я не могу заставить
вас прийти к просветлению. Если вы будете
смотреть вглубь себя честно и безоглядно,
будда уже будет там. Ваше просветление готово
взорваться тысячью способами, оно ждет лишь
вашего взгляда.
Все мастера дзэн говорили о методах, о
приемах. Дело в том, что не существует способа
показать кому-либо его собственную природу,
его собственного будду. Это скрыто так глубоко
в каждом из вас, что не может стать
объективным. Нельзя сказать: "Посмотри, это -
твоя истинная природа! Скажи ей "здравствуй",
познакомься с ней". Никто не может
познакомить тебя с твоей собственной
природой. Вот почему все эти приемы, все эти
методы - по сути, не более чем отчаянные
попытки Мастеров заставить вас заглянуть
вглубь себя. Если это случится, все остальное
произойдет само по себе.
---
Ошо
ХЯКУДЗЁ: ЭВЕРЕСТ ДЗЭН