Яна Алиас, спасибо!

Елена Пятикрестовская: литературный дневник

Яна, боюсь только, что человек, который по собственному признанию путает пролог с эпилогом, вряд ли что-нибудь поймет из данной информации. К тому же здесь много "букавок" - она столько не читает.



"Приём, который использовала Елена Пятикрестовская в обсуждаемом Вами произведении называется ФИГУРОЙ ИНТЕРТЕКСТА.
Разновидностью такой фигуры является ТЕКСТОВАЯ АППЛИКАЦИЯ, она связана с ассоциативной опорой на чужую речь.
От цитирования данный приём отличается отсутствием ссылочной части:


"У частного поверенного Зельтерского слипались глаза. Природа погрузилась в потёмки. Затихли ветерки, замолкли птичьи хоры и прилегли стада". (А.Чехов)


ТЕКСТОВАЯ АППЛИКАЦИЯ используется в расчете на то, что адресат речи вспомнит текст, послуживший источником «цитаты без кавычек» (Р. Барт.) Именно поэтому такие цитаты называются коммеморатами (лат. commemoratio – «воспоминание, напоминание»), последние при многократном использовании превращаются в крылатые слова.


ПРИЁМ АППЛИКАЦИИ лежит лежит в основе ЦЕНТОНА (лоскутное одеяло) — стихотворное поппури, мозаичное стихотворение, составленное из фрагментов других стихотворений:


Муха, муха цокотуха, позолоченное брюхо,
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами!
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам,
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя.
Г. Букин


И ещё:


Вот кто-то с горочки спустился, на ловлю счастья и чинов
Наш Костя кажется влюбился, и в смертный бой идти готов...


Н. Голованова


К фигуре интертекста относится и АЛЛЮЗИЯ (намёк) - фрагментарное, неточное цитирование.
А есть ещё и ПАРАФРАЗ — изменение лексического состава устойчивого выражения.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — ассоциативная отсылка к тексту.
А есть ещё слова маркёры: "Не будь "иронии" в судьбе, Мы б не узнали о тебе". В. Гафт
Эпитроп как приём эзопова языка и прочее и прочее)))"




Другие статьи в литературном дневнике: