Почему мы прощаем наших обидчиков?Наталья, вы бесноватая? Вы в Церкви давно были? Не надо мне навязывать ваши неадекватные токсичные советы! Я в них не нуждаюсь! Евпаторийцы думают иначе и давно простили эту женщину! А вы живите дальше с вашей ненавистью! Бог вам судья! Цитата. "Почему мы прощаем наших обидчиков? Прежде чем ответить на этот вопрос, подчеркнем: понятие «прощение» не тождественно понятию «попустительство». При этом понятие «прощение» подразумевает, что простивший не испытывает желания мстить прощеному обидчику, таить на него злобу или обиду. Образец прощения преподал нам Господь, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят на Кресте за наши грехи. И мы, созданные по Его образу, должны учиться у Него прощению. Мы прощаем друг друга, потому что это заповедал Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Апостол Павел учит: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). При этом следует помнить, умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. Разве справедливость не выше прощения и чего бы то ни было? То, что нам представляется справедливостью, далеко не всегда соответствует этому понятию. История Церкви содержит немало примеров, когда святые, терпевшие гонения и скорби со стороны грешников, полагались на Высшего Судию и Мздовоздаятеля, согласно Его же словам: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35). Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько акт вразумления человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него. Если после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга? Это не всегда так. Случается, что человек действительно простил своего обидчика, однако не видит смысла продолжать отношения с ним. Например, прощеный может и не осознавать всей злостности тех греховных проступков, которые послужили причиной негодования простившего его человека. Простивший может и не держать на него зла, и не желать ему отмщения, но это вовсе не означает, что он обязан искать с ним общения. От нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа. Греху не следует попустительствовать. Это может пагубно отразиться и на том человеке, который попустительствует, и на том, который грешит таким-то и таким-то грехом. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле. Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости и отойди. Священники иногда дают по этому поводу следующий совет: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения и держитесь друг от друга подальше. Может случиться и так, что мы искренне просим прощения, а другая сторона не хочет нас простить. В этом случае не следует выяснять отношения. Достаточно помолиться за такого человека и предаться милосердию Божию: всевидящий Господь видит и наши сердца. В чем, помимо мысли или слов «я прощаю», христианин может выразить прощение? Помимо того, что христианин лично прощает обидчика, он может помолиться Богу, с просьбой о его прощении. Вспомним, что, когда Господь Иисус Христос был распят на Кресте, Он молился за участников этого злодеяния: «О;тче, отпусти; и;мъ: не в;;дятъ бо что; творя;тъ» (Лк.23:34). Вспомним, что произнес перед смертью св. Стефан, относительно своих убийц: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Можно ли судить о духовно-нравственном состоянии человека в целом по поступку, за который нам трудно его простить? Далеко не всегда. Споткнуться может и человек с добрым сердцем, совершающий множество добрых дел. Понимание этого поможет нам взглянуть на человека шире, увидеть в нем что-то доброе. Вспомним, как «споткнулся» царь и пророк Давид, согрешив с женой Урии Хеттеянина, и «убив» самого Урию «чужими руками». И всё же в Писании о нём сказано: «Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином» (3Цар.15:5). Сказать больше, даже если человек не просто совершил некий дурной поступок, а имеет привычку к совершению такого рода поступков, из этого не следует автоматически, что по таким поступкам можно судить о его нравственном состоянии в целом. Но всё же, иногда и один-единственный поступок может выдать злодейское нутро того, кто его совершил. Что делать, если не удаётся простить, а злость не проходит? Если вражда перешла в хроническую стадию, в определенных случаях верным решением будет постараться «забыть» своего врага, перестать о нем думать. Возможно, спустя время, его будет легче простить. Правда, на это может уйти много времени. Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении. Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению. Иногда бывает важно пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику. Какое значение имеет молитва за нашего обидчика? Большое, и об этом говорит Сам Господь: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44-45). Молитва – это одна из стадий избавления от греха вражды. Молитва за человека – большое добро, проявление любви. Достаточно даже мысленно сказать: «Бог простит», и мы почувствуем, что эти слова согревают и нашу собственную душу. Когда мы прощаем, мы освобождаемся, перестаём быть заложниками прошлых обид. Хроническая душевная боль перестаёт властвовать над нами, мы освобождаемся от рабства обиде. Сколько раз прощать человека? Когда апостолы спрашивали, сколько раз можно прощать человека: «До семи ли раз?» – Спаситель на это ответил: «Не до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). То есть если человек согрешит против христианина, и, раскаявшись в содеянном, будет искренне просить у него прощения, христианин не должен отказывать ему в прощении на том лишь основании, что и так уже много раз его прощал. Ведь без прощения наше сердце, по словам преподобного Ефрема Сирина, превращается в каменистую почву, в которой зерно христианской веры никогда не сможет прорасти." Конец цитаты. Источник: Православная энциклопедия «Азбука веры». © Copyright: Андрей Гогин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|