Св. Тереза покровительница России?

Натали Бизанс: литературный дневник

http://lapisalbus.blogspot.fr/2011/10/blog-post.html


Почитание св. Терезы Малой после ее смерти стало быстро распространяться во всем мире, в том числе и в России. В 1910 г. начался процесс беатификации, тогда же в Лизье пришло письмо от русской девушки: «Я принадлежу русской церкви, мне 13 лет и я люблю вашу Терезу Малую. Я сама начала переводить на русский язык томик вашего издания». Девушка просила монахинь молиться, «чтобы получить чудо обращения». Одним из первых почитателей Терезы в России стал о. Пий Эжен Невё, который в 1926–36 годах был Апостольским администратором в Москве. В 1912 г. он написал в Лизье: «Известия о святости вашей удивительной сестры Терезы Младенца Иисуса дошли до российской степи». Переписка между Невё и Лизье продолжалась до самой смерти епископа. В Лизье обращались и католики восточного обряда: в 1913 г. они просили фотографии для статьи о Терезе в журнале «Слово и истина». В эти годы стараниями св. Уршулы Ледуховской были переведены на русский два сборника трудов св. Терезы.


Революция и нунций в Варшаве
В 1917 г. в Россию вспыхнула революция. В 1919 г. в Варшаву отправляют нунция Акилле Ратти (будущий Пий XI). Он должен был отвечать не только за Польшу, но и за католиков в России. Папа запретил Ратти ездит в Россию, но тот писал туда, контактировал с Лениным по телеграфу, прося освободить царицу и ее дочерей. Он писал Папе, что мечтает «пролить свою кровь за Россию». Возможно, тот факт, что именно в эти годы многие преподаватели Духовной академии в Петербурге, спасаясь от коммунистического режима, создали католический университет в Люблине, повлиял на планы нунция создать семинарию для русских. В 1927 г., уже будучи папой Пием XI, он писал о. Мишелю Д’Эрбиньи: «Мы каждый день препоручаем Россию Богу во время Святой Мессы. Всех священников, все исповедников веры, всех верующих — католиков и не только. Во время каждой Святой Мессы мы приходим в Россию вместе с Господом. Каждый день Иисус проходит с нами от Минска до Владивостока, от Тбилиси, до Соловков: мы благословляем, молимся, любим, надеемся вместе и особенно, мы страдаем со всеми ними». 6 февраля 1922 г. Акилле Ратти был избран Папой. Он выбрал имя Пий XI. Сразу после избрания новый папа начинает заботиться о России. 24 мая Святой Престол одобрил молитву о России «Salvator mundi, salva Russiam» (Спаситель мира, спаси Россию); 10 июля, в послании «Apostolica Annus fere iam est» он просит о помощи для России у всех епископов мира. Сам Папа позже скажет о результате: «Мы были несколько успокоены избавлением от судебного процесса главы иерархии, к сожалению, отделенной от полноты общения с Католической Церковью, патриарха Тихона и эффективностью оказанной ему помощи. Щедрые пожертвования католического мира избавили от голода и ужасной смерти более 150 тыс. детей, которых каждый день кормили наши посланники, пока они не были вынуждены оставить свой милосердный труд, поскольку было предпочтено отправить тысячи невинных на смерть, чем видеть их накормленными из христианской любви» (Ci conmuovono, 02.02.1930).


Коллегия «Russicum Sanct; Teresi; a Infante Jesu»
Пий XI хотел открыть семинарию для русских в Риме. При этом он глубоко почитал святую Терезу из Лизье, которой доверял многие из своих забот. Он называл ее «Звездой моего понтификата» (речь 11.02.1923). После беатификации Терезы Малой 29 апреля 1923 г. папа был особенно сосредоточен на России — в нашей стране наступило время гонений. Прелат Будкевич был расстрелян 1 апреля Пасхальной ночью на Лубянке, а на следующий день об этом узнали в Риме. Пий XI молился и искал возможности открыть семинарию. В это время из Лизье пришло письмо матери Инессы Иисуса, настоятельницы Кармеля, в котором она предлагала Папе: «Заинтересовать почитателей новой блаженной определенной апостольской деятельностью по Вашему выбору». Пий XI выбирает Русскую семинарию и сразу же начинает сбор пожертвований через Лизье на открытие в Риме семинарии для миссионеров. В 1928 году отец Д’Эрбиньи, благословляя первый камень, свидетельствует о том, что Пий XI «уже пять лет как доверил Терезе эту семинарию». В течение этих пяти лет Пий XI посвящал России многие свои труды, особенно личное участие в комиссии «Pro Russia» и издание энциклики «Rerum Orientalium». Одновременно папа поддерживает почитание Терезы Малой: 17 мая 1925 г. ее канонизируют, а 14 декабря 1927 г. провозглашают покровительницей Миссий. Две любви Пия XI объединились созданием 15 августа 1929 г. новой коллегии «Russicum Sanct; Teresi; a InfanteJesu» просящей над ней покровительства той, имя которой она носит. С этого момента будущее католической миссии в России становится неразрывно связанным с именем святой из Лизье. Цель семинарии — готовить католических священников для евангелизации в России. Многие из них погибли, исполняя свое призвание.


Молитвы за Россию к святой Терезе
В 1928 г. в Рим из России пришло прошение от монсеньера Невё о редакции молитвы, в которой говорилось об ужасных страданиях христиан в России. Монсеньер просил о том, чтобы эта молитва постоянно читалась в монастыре в Лизье. Изучив проект комиссии «Pro Russia» о. Мишель Д’Эрбиньи создает два текста. Первый, посвященный Святой Троице, был сразу одобрен Святым Престолом, но почти никогда не использовался. У второго, посвященного святой Терезе, со временем сложились длинная и короткая формулировки. Длинная получила одобрение 12 марта 1928 г., но только для использования кармелитками. Короткая формулировка была отредактирована в мае 1929 г. и одобрена 19 августа, после изучения комиссией «Pro Russia» и лично Папой. Эта короткая молитва впоследствии распространилась по всему католическому миру с помощью Папы, комиссии и Кармеля. Комиссия опубликовала молитву в «Acta Apostolicae Sedes», таким образом, она стала известна всем епископам. Были изданы иконки с молитвой. Отпечатано 250 тыс. экземпляров на разных языках, в том числе и на русском. Из Лизье кроме молитвы по всему миру распространяется «Духовный букет роз» за Россию, посвященный святой Терезе Младенца Иисуса. Кроме этого в 1930 г. возникает идея акции «Молитва за Россию». Сам Святейший Отец вместе с Д’Эрбиньи решает, как это будет происходить. Он сам будет служить мессу в базилике св. Петре, в день св. Иосифа, 19 марта.


Пий XI хочет, чтобы всем стало ясно: «Святой Отец молится за весь русский народ, за всех, кто страдает по религиозным причинам» (не только за католиков). Он хочет, чтобы свершилось всемирное единение: «Целый мир, в этот день или в любое другое торжество, епископы, священники и все верующие объединились бы в молитве с этим намерением». Для того чтобы подготовить праздник, Святейший Отец отправляет письмо римскому Кардиналу-Викарию, поручая ему оповестить об этом весь католический мир. Речь идет о важнейшем документе «Ci commuovono» от 2 февраля 1930 г., который мы проанализируем позже. Месса была совершена с большой торжественностью. Собралось около написал письмо к римскому кардиналу-викарию. Документ, первый русский перевод которого можно найти на сайте нашего журнала, еще раз показывает всю любовь Пия XI к России: «Мы глубоко расстроены постоянно повторяющимися и все более ужесточающимися святотатствами и кощунствами, против Бога и против душ многочисленных на родов России, которые дороги нашему сердцу, а также страданиями преданных и щедрых сынов святой Римской апостольской католической Церкви, преданность и щедрость которых доходит до героизма и мученичества». Папа объясняет, что месса за Россию будет служиться «во исцеление многих душ, подвергнутых столь тяжким испытаниям и для облегчения страданий дорогого нам русского народа, дабы его великие мучения наконец закончились и дабы отдельные люди и целые народы поскорее вернулись в единую Господню овчарню единственного нашего Спасителя и Освободителя Господа Иисуса Христа».


Все эти намерения папа доверил св. Терезе, поручив ей религиозное будущее России: «После того, как мы просили Его Святейшее Сердце о прощении и сострадании для жертв и их палачей, мы будем умолять Пресвятую и Пренепорочную Деву Марию, Матерь Божью, ее целомудреннейшего мужа Святого Иосифа, покровителя Вселенской Церкви, особых покровителей России святых ангелов, святого Иоанна На таких листочках верующие указывали, сколько они совершили молитвенных практик, добрых дел, жертвуя их св. Терезе Малой за Россию 50 тыс. верующих, пели григорианские, церковно-славянские песнопения, «De Profundis» за всех убитых и погибших в заключении, и литание «Всем святым» с мольбой к св. Иоанну Златоусту и св. Терезе. В брошюру, изданную к мероприятию, была включена молитва к св. Терезе на латинском, итальянском и французском. Ее старались разослать повсему миру, всем тем, кто хотел соединиться с папой в молитве, но не мог быть в этот день в Риме. Богослужение 19 марта 1930 г. не стало разовой акцией, молитву подхватили в различных движениях, участвуя в которых многие католики продолжали молиться за Россию к св. Терезе в течение многих лет. Самым популярным из этих движений, несомненно, стало «Причастие католических детей за русских детей», неофициально поддерживаемое Святейшим Отцом. Каждый год, всю неделю, на которую выпадало 8 мая (годовщина Первого причастия Терезы Малой), тысячи детей принимали причастие и посвящали его спасению русских детей. В то же время, в 1930 г., комиссия «Pro Rusia» утверждает молитву для верующих Восточного обряда: «Тропарь в честь св. Терезы Младенца Иисуса».


Эпилог
История любви между Терезой и Россией не закончилась во времена Пия XI. Об этом свидетельствуют два полных перевода трудов св. Терезы, посещение России реликвиями св. Терезы, которое прошло во всех наших приходах в 1998 году, публикация различных биографий и любовь россиян, особенно католиков, которую они питают к этой святой, продолжающей проливать дождь из роз на русскую землю. Но эта тема для отдельной статьи.


О. Александр Бургос-Веласко
Дом Непорочного Сердца №3 (6) / июнь, 2011
«Основной Закон» единения между Терезой и Россией
Как было сказано выше, чтобы подготовить акцию молитвы 1930 г., Пий XI написал письмо к римскому кардиналу-викарию. Документ, первый русский перевод которого можно найти на сайте нашего журнала, еще раз показывает всю любовь Пия XI к России: «Мы глубоко расстроены постоянно повторяющимися и все более ужесточающимися святотатствами и кощунствами, против Бога и против душ многочисленных народов России, которые дороги нашему сердцу, а также страданиями преданных и щедрых сынов святой Римской апостольской католической Церкви, преданность и щедрость которых доходит до героизма и мученичества». Папа объясняет, что месса за Россию будет служиться «во исцеление многих душ, подвергнутых столь тяжким испытаниям и для облегчения страданий дорогого нам русского народа, дабы его великие мучения наконец закончились и дабы отдельные люди и целые народы поскорее вернулись в единую Господню овчарню единственного нашего Спасителя и Освободителя Господа Иисуса Христа».
Все эти намерения папа доверил св. Терезе, поручив ей религиозное будущее России: «После того, как мы просили Его Святейшее Сердце о прощении и сострадании для жертв и их палачей, мы будем умолять Пресвятую и Пренепорочную Деву Марию, Матерь Божью, ее целомудреннейшего мужа Святого Иосифа, покровителя Вселенской Церкви, особых покровителей России святых ангелов, святого Иоанна Крестителя, святого Николая, святого Василия, святого Иоанна Златоуста, святых Кирилла и Мефодия, вместе со всеми другими святыми, а особенно со Святой Терезой Младенца Иисуса, которой мы особым образом вверяем эти души». Некоторые посчитали это провозглашением св. Терезы покровительницей России. На самом деле, данный текст нельзя интерпретировать подобным образом. Но, вслед за Владимиром Ильиным, мы можем назвать св. Терезу «заступницей и молитвенницей за землю Русскую». Кроме того, вся эта история подтверждает, что св. Тереза является особой заступницей и покровительницей миссий в России. Будем хранить память о святой Терезе Младенца Иисуса и продолжать молиться за Россию по ее заступничеству, как это делали тысячи людей и сам Папа в ХХ веке.
Publicado 1st October 2011 por O. Aleksandr
Etiquetas: Святая Тереза Младенца Иисуса



Другие статьи в литературном дневнике: