Сатори. Марина Дворкина

Натали Бизанс: литературный дневник

"В природе нет ничего некрасивого для созерцателя. Только для бульдозеристов и революционеров всегда будет что-то не так." - без комментариев.


"Мой муж тоже не кричал. Он говорил сквозь зубы, тихо и медленно, наполняя острые формулировки слоями ядовитых смыслов, или оставлял фразу незавершенной, но домысливаемые концовки были одна болезненней другой. А я никогда не была находчивой сразу, всё потом, задним числом, придумывала подходящие ответы. " - всё так по-женски! Сама придумала, сама обиделась... :)


"Взрослые люди, а привычки из детства…
– А я бросила. Легко. В сто первый раз..." - Ну как тут не улыбнёшься?


"Я одна не пью, к сожалению. Да и какие-такие случаи происходят в моей тихой жизни? Никаких. Разве что чужие жены забегают по дороге, чтобы претензии предъявить." - :)


"...надо культивировать вкус к простым вещам", - Ой как надо!


"Надо же: ни одной мысли в голове, а все равно хорошо. Значит, хорошо или плохо, не мыслями определяется, а самочувствием. Телесным комфортом. Хотя, смотря какие мысли." - в комментариях не нуждается.


"Я же заметная, а город маленький. Сплетни разносятся лучше международных новостей." - ох, как это всё знакомо!


"Не надо меня размораживать. Я замороженная, самодостаточная, одинокая Снежная королева, мечтающая никогда не напрягаться, не работать, не убирать и не готовить, а дни напролет, не отрываясь от ноутбука, читать книжки и трепаться по телефону. Я даже не свежезамороженная, а давнишней глубокой заморозки." - очень ярко и образно передано.


"Ни хрена я не свободна внутри, если возможность выглядеть смешно, некрасиво, меня все еще задевает. Так же, как приставания чужих мужей. Мне еще погружаться и погружаться в духовные техники, медитировать и медитировать, сидеть над книжками в четырех стенах моего смыкающегося и размыкающегося от мыслей пространства. А в целом диагноз такой: банальный кризис среднего возраста." - С улыбкой написано, но как метко! Жму Вашу Марина руку!


"Мягко светило солнце. Его спина ровно вздымалась, а ветер легко шевелил волосы. Большой, спокойный и без комплексов. Не отягощенный дзэн-буддизмом. Не успокоенный женами. В его годы бросаются на подружек дочерей и начинают с ними новую интенсивную жизнь. А он на мне вдруг сосредоточился, бесчувственной полузаснувшей рыбине. Я же одичавшая эгоистка, никого долго выдерживать не могу. Только компьютер." - Улыбнусь вместе с Вами, хорошо сказано!


"Ну какие метафизические и эстетические переживания возможны в толпе? Постижение истины придумано одиночками, отшельниками, изгнанными." - точно.


"В японском искусстве так много грустного потому, что размышления о круговороте времени, быстротечности жизни и духовных ценностях никогда не бывают веселыми. Мудрость вообще печальна. Только буддистам все равно, они успешно освобождаются от желаний, с твердой верой в реинкарнацию." - помолчу в размышлениях...


"Все ответы на вопросы о смысле жизни и смысле смерти – в природе, в ее неотвратимых изменениях. Надо только отказаться от обычной логики, и тогда образы природы раскроют тайное знание, ибо они олицетворяют и мир человека, и Вселенную…" - потрясающе!


"Величественный уступ заснеженной горы на фоне темного неба, мощные изогнутые стволы двух старых сосен, противостоящих непогоде, затерянные в тумане крыши храма и маленькие беспомощные фигурки согнутых ветром людей. Бесстрастное дыхание стихии на далеких островах. Шаг за шагом, несмотря на ветер, путник приближается постепенно к своей близкой реальной и высокой далекой целям. И как банальная вязанка хвороста в руках монаха приобретает недоступный на первый взгляд глубокий смысл служения, так и кисть в руках художника – ключ к пониманию чувств и волнующего ощущения присутствия космических сил в каждой живой капле… Философия жизни. Чьей-то неощутимой, тенью коснувшейся меня давно прошедшей жизни… Одной из тысячи воплощений…" - волшебно!


"Нельзя так погружаться. Или можно? Еще минуту назад мне казалось, что я там, внутри изображения, на ветру, в тумане, монах с вязанкой и, одновременно, живописец, писавший эту фигурку, пропускающий холод ветра и боль уставшей спины через себя. А ведь мы, европейцы, европеоиды совсем другие, чем они. Ментальность другая, а чувства все те же. Восторг любви и радость победы, боязнь старости, боль потерь, одиночество, наверняка, для всех чувствительны. Кроме просветленных, разумеется." - воистину слова мудрости!


"Мы все тут безработные или на временной работе, или на бесплатной практике – у всех одно и то же с сомнительными перспективами." - жаль тех, кто думает что здесь иначе... голая правда жизни.


"Он хотел, чтобы мы ехали вдвоем. Он любил эту природу, в которой заключены все смыслы, и хотел, чтобы я разделила с ним эту радость. Он хотел побыть вместе со мной, как бы не развивались отношения между нами. Даже если никак не развивались." - и это понятно.


"Компьютер ведь только и ждет подходящего случая, чтобы сломаться, ему надоедает работать круглосуточно. Или он искренне желает мне лучшего времяпрепровождения." - :))))


"Но, как говорится в дзэн-буддизме, живи делом, а результаты оставь великому закону Вселенной." - золотые слова!


"Мы посмеялись и перешли пруд по цепочке плоских камней. Пруд не хотел отпускать, останавливал взоры, притягивая мрачноватым очарованием. Огромные серые глыбы, торчащие из воды, нарушали темную бестрепетную гладь, кое-где освежаемую плавающими лепестками отцветающей вишни. Мы были не одни. Под водой шевелилось не сразу различимое красноватое пятно стаи рыбок. Через дорожку перелетели две желтых бабочки, кружась в напоенном солнцем воздухе, совершая свой не измененный с древнейших времен ритуальный танец. Мы не спеша поднялись вверх по щербатым узким ступеням."- не могла не отметить этой красоты!


"Посреди изменчивого мира человек в своем стремлении к счастью уподобляется обезьянам, пытающимся поймать отражение луны в зеркальной глади воды, говорится в буддийской притче. Наверно, только старым душам понятно, что природа пребывает в гармоническом согласии с человеком, не нужно никаких ужимок и прыжков. Нам просто некогда эту гармонию, это единство заметить, так извращенно мы живем. И прогресс тут, наверно, не причем." - браво, автору!


"... можно медитировать и вдвоем, когда знаешь, что оба думают одинаково." - твой человек это тот, с кем даже молчание наполнено смыслом и не нарушает гармонии.


"Что он делал с нами, этот японский сад? Очаровывал? Какие духи парили над ним и чьи заклинания витали? Какие флюиды насыщали воздух?" - сказочно красиво!


"Отсюда виднелась крыша беседки и могучие пятнистые платаны, ее охраняющие, с причудливо изогнутыми позеленевшими сучьями. Как будто сторожа вечности."- художник и пишет художественно, так, что от его слов сердце замирает от восхищения!


"Какая разница, какие религии, какие способы самопознания приведут к этому невыразимому словами согласию с внешним и внутренним миром? Лишь бы он наступил, этот миг счастливой растворенности." - моя вера тоже не умещается в рамки какого-то религиозного учения.


"Через замершую графику ветвей сияло безмятежное небо." - разве можно сказать лучше?


"Цвела весна. Деревья шелестели новыми листьями и радовались солнцу. Цветы следили за временем суток. Вода текла, следуя своему руслу. Времена года шли чередой, рождались и умирали люди, поколения сменяли друг друга. И во всем этом был какой-то смысл, не подвластный человеческим знаниям. Смысл, заключающий в себе начало и конец, боль и радость. Радость истинной гармонии. Разделенная с попутчиком радость присутствия в этой жизни. Солнечная жажда общности. Это случайное плечо, из-за которого я глядела на далекие силуэты холмов за шапками цветущих крон, было сейчас самым надежным приютом, опорой бамбуковой крыши среди овевающих мой земной шар ветров… Во мне зрела благодарность за солнце, весну, за цветенье, за это плечо, за счастье сиюминутной успокоенности. Глаза закрывались. Шум падающей воды отменял слова, но они мелькнули строчкой в неуемной голове: «Мне завидна их судьба. К северу от суетного мира вишни зацвели в горах». Каждое мгновение нужно успеть заметить. Не торопитесь жить." - не смогла сократить, важно каждое слово.


"Есть вещи, само собой разумеющиеся. Круговорот природы. Непреложность наступления весны, затем лета, осени, зимы и снова весны. Необходимость плакать и смеяться, веселиться и печалиться. Обязательная смена состояний души равнозначна смене времен года, лет, веков, эпох, цивилизаций. В основе каждого явления или объекта лежит общее начало – одна ветка или цветок, или человек – уже воплощают в себе весь мир. Тот мир, о котором в потоке дел и делишек люди почти никогда не думают." - философия Ваша восхищает и вызывает в сердце отклик радостного единомыслия!



"Вот почему именно теперь, когда пройдена половина жизни, так остро стало ощущаться счастье? Почему, когда все было впереди: в семнадцать, в двадцать, в тридцать меня раздирали комплексы, страданья и депрессии, а теперь от них можно отмахнуться, как от надоедливой мухи. Не в том ли причина, что обладая огромным честолюбием и верой в свою счастливую судьбу, я переносила свои интересы из области настоящего в будущее? Не обращая внимания на рассветы и закаты, я шустро ковала грядущее счастье, полная сомнений и внутреннего дискомфорта. А жизнь шла как-то вдалеке и мимо. Все радости были сиюминутны и мелки, они воспринимались как ступени к некой материальной цели, которую я теперь и не вспомню." - наверное, так у всех: с возрастом только и приходит мудрость.


"Смутная, неясная мысль перерастала в нечто мистическое. Мне как-то всегда казалось, что только смерть превращает время в вечность, и в голову никогда не приходило, что и со временем можно играть: растягивать его, уплотнять, делать неощутимым. «Время идет, но оно никогда не запаздывает. Слова не могут на него повлиять». Я очнулась и огляделась. Как уловить тебя, невыразимая словами истина? Пейзаж безмолвно дышал, несмотря на шелестение ветра в ветвях и отдаленный шум трассы. Сад не нашептывал никаких умных мыслей, он был просто прекрасен и полон величавого спокойствия, однако сейчас, когда я искала в нем ответа на свои вопросы, он казался воплощением всех неразгаданных тайн планеты.
Погружение в чайную церемонию останавливало время. Японцы умели удлинять каждую минуту, наполнять мыслью и красотой мгновенья, делать их прекрасными и неповторимыми, замедлять неумолимый бег часов человеческой жизни.
Удержать мгновенье, уже пролетевшее над Землей." - ваш удивительный рассказ помог прочувствовать это!


"Человек и Вселенная живут по одним законам. Теория реинкарнации тесно связана с ощущением единства природы и человека, одушевленности всего сущего. Вечное странствие души из одного тела в другое. Вынужденное, покорное или творческое приобретение опыта." - Браво! Могу только поклониться в ответ.


"Сколько исчезло цивилизаций, оставив после себя то, что меня сейчас так увлекает? Знания, культуру. Ничто на Земле не проходит бесследно... Это круговорот, даже если не верить в переселение душ. Человек – часть природы в едином потоке жизни. Каждый человек. Точно так же, как Будда, Христос или Магомет." - без комментариев.


"Теперь я знала, что всё действительно возвращается на круги своя. Только что-то слегка сдвинулось в мире и изменилось. Мне теперь необязательно видеть его, чтобы знать, что он чувствует. Пускай это иллюзия, но я верю, что невидимой прилипшей белой ниточкой нас соединял тот день в Японском саду.
Хочу, чтобы память хранила эту мою драгоценность, мою реликвию. Чудо всепоглощающей радости и прекрасный сад как оазис для озарения в понимании сути вещей. Это искусство создания садов – не просто гармония воды, растений и камня, тут есть какая-то чарующая тайна. Непередаваемое неформулируемое очарование. Древнее искусство удлинять и насыщать смыслами время. Теми самыми смыслами, от отсутствия которых мы делаемся страдальцами поневоле."


Спасибо автору!


https://www.proza.ru/2004/07/12-155
© Copyright: Марина Дворкина, 2004





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.01.2018. Сатори. Марина Дворкина