Гюнтер Грасс
Из Дневника
Гюнтер Грасс
Когда улитка, высунув щупальца, почуяла цель, она помедлила: не хотела финишировать, хотела пребывать в пути, не хотела побеждать.
Гюнтер Грасс
В канун нового года начал читать «Из дневника улитки». Книжка, изданная «Амфорой» в Петербурге еще в год присуждения Грассу Нобелевской премии, в 1999 году, лежит у меня давно. Издана, кстати, плохо, очень мелким убористым кеглем, читать её – настоящее жертвоприношение. И в переносном смысле – тоже, ибо читать роман не просто, первое впечатление – разочарование. Такое чувство, что первоначальный текст был другой: более связный и последовательный, но потом автор хорошо поработал ножницами, вырезав из текста целые абзацы. Однако по форме это дневник и разрозненные, отрывочные записи оправданы. Но читать его нелегкое занятие.
Постепенно вчитываешься, появляется целостность, текст все более становится структурированным.
Вот две рецензии: Книга как цветок лопуха, в мелких цеплючих колючках. Партийные отчеты о поездках с речами по более или менее современной Германии и мучительный рассказ о внутреннем сопротивлении. Книга тяжелая как последствия немецкой кулинарии и также надолго насыщающая - с другой стороны.
novaks написал рецензию на книгу
Гюнтер Грасс Из дневника улитки: прочитал с трудом. но считаю, что роман надо перечитать. видимо в силу возраста и то, что первый раз столкнулся с таким сложным произведением, уже позже понял его силу и притягательность.
Я тоже убеждён, что «Из дневника» надо читать.
Когда улитка, высунув щупальца, почуяла цель, она помедлила: не хотела финишировать, хотела пребывать в пути, не хотела побеждать.
Гюнтер Грасс
Этот дневник я пишу в дороге. Я всегда в дороге, даже когда дома сижу. Во мне ощущение движения постоянно. Даже во сне я часто вижу себя в поезде, за рулём автомобиля или в салоне самолёта. А дома у меня остаются мои дети. И ещё неизвестно, кто из них больший ребёнок: жена или дочь? Обе – одинакового роста, миниатюрны, подвижны, порывисты. Могут запросто меняться одеждой. Дочке двадцать лет, она старается вести себя степенно. Мама родила её в тридцать восемь, но возраста своего чувствовать не хочет: шкодлива, весела, подвижна и, как шампанское - игриста. Когда меня нет, как настоящие дети, часто ссорятся…
16.10.13. «Умереть — это еще далеко не все: важно умереть вовремя». «Я начал свою жизнь, как, по всей вероятности, и кончу ее — среди книг».
Жан Поль Сартр. Слова.
В канун нового года начал читать «Из дневника улитки». Книжка, изданная «Амфорой» в Петербурге еще в год присуждения Грассу Нобелевской премии, в 1999 году, лежит у меня давно. Издана, кстати, плохо, очень мелким убористым кеглем, читать её – настоящее жертвоприношение. И в переносном смысле – тоже, ибо читать роман не просто, первое впечатление – разочарование. Такое чувство, что первоначальный текст был другой: более связный и последовательный, но потом автор хорошо поработал ножницами, вырезав из текста целые абзацы. Однако по форме это дневник и разрозненные, отрывочные записи оправданы. Но читать его нелегкое занятие.
Nulla dies sine linea. (Ни дня без строчки (лат.) «Я обрел свою религию: книга стала мне казаться важнее всего на свете». Так писал Сартр.
Постепенно вчитываешься, появляется целостность, текст все более становится структурированным. Вот два отзыва:
«Книга как цветок лопуха, в мелких цеплючих колючках. Партийные отчеты о поездках с речами по более или менее современной Германии и мучительный рассказ о внутреннем сопротивлении. Книга тяжелая как последствия немецкой кулинарии и также надолго насыщающая - с другой стороны».
Таково было это «безумие» отнятого детства. Но ничего другого не оставалось. Сартр умер в 75, так и не расставшись с книгой и пером в руках…
В интернете некто под линком написал рецензию на книгу
Гюнтера Грасса «Из дневника улитки»:
«Прочитал с трудом, но считаю, что роман надо перечитать, видимо в силу возраста и то, что первый раз столкнулся с таким сложным произведением, уже позже понял его силу и притягательность».
Я тоже убеждён, что «Из дневника» надо читать.
Вспомнил, как ругалась жена, когда верстала рукопись «Дорожного дневника Юфима Сании»: «Ну кто так пишет! Все шиворот навыворот перевернуто!
«Послушай, - говорю я, - это же дневник!»
Жена: «Неважно! Все равно так не пишут!»
А теперь мне хочется ей вот это место процитировать из «Дневника» Грасса:
«Имейте терпение, мои записи делаются в дороге. Так как в мыслях, словах и делах даже в самолёте я принципиально пребываю на земле и летаю лишь в переносном смысле, никому не удается, даже в условиях предвыборной борьбы, поторопить меня или отдельные мои части. Поэтому я прошу вас не прибегать к выкрикам типа «Быстрее!» или «Да прыгай же». Я хочу разговаривать с вами окольными (обходными) путями: иной раз вне себя и оскорблено, порой беря свои слова обратно и снимая обвинения, то и дело завираясь, пока все не становится правдоподобным… Так что, если моя фраза извивается, мало-помалу омолаживается, вы не дёргайтесь, не кусайте ногти. Поверьте, нет ничего более тягостного, чем достижение цели прямиком. У нас ведь есть время. Да, это-то у нас есть: вдосталь времени».*
Да простит меня читатель за столь длинную выдержку, но ведь тут сказано все, что я думаю об избранной форме романа, пусть и не мной.
«Если вы снисходительны к себе, снисходительные люди будут вас любить; если вы растерзаете соседа – другим соседям будет смешно. Но если вы бичуете свою душу – все души возопят». И так говорил Жан-Поль Сартр.
Грасс рассматривает «Из дневника улитки» своим «решающим поворотом» в творчестве, открывшим для него совершенно новую литературную форму. Позднее используя её, как в его больших эпических произведениях, так и в малых жанрах. Теперь место «фиктивного рассказчика», как это было в «Данцигской трилогии», занял сам писатель, реальный человек Понтер Грасс, а его биография, повседневная жизнь, взаимоотношения с женой и детьми, политическая деятельность и литературное творчество, реальность и фантазия представляются в виде сложной мозаики коротких записей, напоминающей скорее путевой дневник, чем структурированную прозу, скорее рабочую тетрадь, где идет работа над новым романом.
*Гюнтер Грасс. «Из дневника улитки». Санкт-Петербург: «Амфора», 1999, 11 с.
Это тоже цитата, но уже из какой-то рецензии, выуженной в интернете.
Так и у меня тематические и сюжетные линии то развиваются параллельно, то сталкиваются или образуют взаимопереплетения. Бытовая очерковая зарисовка соседствует с размышлениями философского характера.
А закончу опять Сартром:
«Но в моем безумии есть и хорошая сторона: с первого дня оно хранило меня от искушения причислить себя к «элите», я никогда не считал, что мне выпала удача обладать «талантом»; передо мной была одна цель — спастись трудом и верой, руки и карманы были пусты. Мой ничем не подкрепленный выбор ни над кем меня не возвышал: ничем не снаряженный, ничем не оснащенный, я всего себя отдал творчеству, чтобы всего себя спасти. Но что остается, если я понял неосуществимость вечного блаженства и отправил его на склад бутафории? Весь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой».
Другие статьи в литературном дневнике: