Выученная беспомощность

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Екатерина Шульман, политолог, специалист по проблемам законотворчества
Из передачи РадиоЭхоМосквы, от 23.11.2021 года, программа Статус, ведущий М.Курников.


Если люди убеждаются, что в их действия нет результативности, то они перестают производить действия даже тогда, когда результативность у них могла бы быть. Это и есть вот эта learned helplessness («выученная беспомощность»), основанная на предыдущем опыте.


«Выученная беспомощность» — часть явления социальной апатии.


Мы — все смертные, маломощные существа, существующие в непредсказуемом мире, который не так сильно от нас зависит, поэтому не вся выученная беспомощность и не вся апатия является чем-то неестественным или чем-то дурным.


Те ученые, которые с психологической точки зрения изучают эту «выученную беспомощность», видят ее, например, у больных, пожилых людей и у пожилых людей в условиях жесткой регламентации, когда они в каких-нибудь домах престарелых, больницах находятся, что в этих случаях пациенты начинают проявлять саморазрушительное поведение, то есть, например, отказываться от еды и лекарств, потому что это единственный выбор, который они могут сделать. Они считают протест или попытку как-то поторговаться безнадежной, поэтому они начинают вредить сами себе, например, не вакцинируются.

Парадоксальным, может быть, образом меньше подвержены выученной беспомощности — а она ведет к депрессиям, причем, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума — те люди, которые происходящие плохие события приписывают внешним причинам, а не внутренним, временным причинам, а не постоянным, ситуативным причинам, а не глобальным.


Выученная беспомощность вылечивается, и даже не примером и не объяснением, а исключительно собственным опытом.



Другие статьи в литературном дневнике: